Что такое смежные земельные участки

Проблемы из-за смежных земельных участков

Что такое смежные земельные участки

В судебной практике нередко рассматриваются дела, где истец и ответчик являются владельцами двух смежных участков. Смежные земельные участки – это часть земной поверхности, определённая федеральными законами, граничащая с другой территорией.

Причины подачи заявления одного на другого могут быть абсолютно различны, но, изучая хроники судов, нельзя не заметить: такие разбирательства проходят в течение большого промежутка времени (иногда люди могут судиться даже несколько лет) и требуют немалых трат денежных средств.

Поэтому необходимо рассмотреть причины возникновения проблем и прочие нюансы Земельного кодекса Российской Федерации.

Что такое смежный участок

Несмотря на распространённость проблем, касающихся земельных наделов, в российском законодательстве нет чёткого определения понятия «смежный земельный участок». Но существует одиннадцатая статья ЗК о понятии как такового.

По ней земельным участком называется некоторая часть земной поверхности, закреплённая за каким-либо собственником в соответствии с законодательными актами, регулирующими эту сферу.

Далее слово «смежный» говорит о наличии общей границы.

В комментарии к одиннадцатой статье земельного кодекса РФ указано: то, каким именно является владение, определяет законодатель в каждом отдельном случае. Формулировка весьма размыта, что затрудняет процесс рассмотрения дел, связанных с двумя смежными участками.

Справедливо будет отметить, что в 221 федеральном законе данный термин упоминается, но только в плане установления границ смежного участка. В пункте 3.

1 если у владения появляется общая граница, необходимо внести изменения в кадастровые документы с подтверждением в органах кадастрового учёта.

Понятие изломанности

Понятие изломанности аналогично не закреплено ни в каких нормативно-правовых актах.

Но также этому явлению можно дать определение, по которому граница считается изломанной в случае, если точки поворота рубежа земельного владения имеют некоторое особенное расположение по естественным природным причинам (неровный ландшафт, неподходящая для строительства почва или другие условия).

По закону границы определяются по размежеванию, в связи с чем возникает понятие доступности установки межевых знаков. То есть если он по физическим причинам не может быть установлен, то граница проведена не будет. Вследствие этого и возникает изломанность.

Результатом изломанности границ земельного участка может стать:

  • проблемы с соседними участками, а именно определение и согласование границ владений;
  • сложные условия культивирования и прочей обработки земли, а также проведения строительных и монтажных работ;
  • ухудшение положения данного участка на рынке недвижимости (в случае продажи) вследствие низкой архитектурной привлекательности;
  • проблемы при делении участка и уточнении границ с соседним.

Безусловно, данные аргументы играют не в пользу изломанности, поэтому если разлом происходит не по естественным причинам, а искусственным, то эксперты советуют по возможности избегать этого.

Границы земельного участка, минимальные отступы от построек

Границы владения устанавливаются и регламентируются 39 статьёй федерального закона Российской Федерации «О кадастровой деятельности». В нем можно выделить несколько важных моментов:

  1. Границы определяются при участии владельцев смежных участков в том случае, если собственникам принадлежит земля на основании одного из четырёх основных прав (наследование, взятие в аренду, собственность и бессрочное пользование).
  2. Границы не могут быть установлены собственником, если участок входит в состав природного объекта или заповедника или содержатся в российском Едином реестре.
  3. Согласовывать границы участка разрешается только при участии заинтересованных лиц (владельцев соседних участков, глав поселений и пр.) или в отдельных случаях одного заинтересованного лица (в пример можно привести владельца смежного надела). Кадастровый инженер обязан разослать извещения заинтересованным лицам с необходимой информацией о будущих границах (не позднее чем за месяц до собрания).
  4. В свою очередь, при проведении собрания заинтересованные лица должны предъявить необходимые документы, указывающие на действительную принадлежность им определённой собственности.

Противопожарная безопасность и санитарные нормы обязывают устанавливать расстояние (отступы), на котором должны находиться границы от построек. Расстояние выбирается в зависимости от расположения:

  • заборов и прочих заградительных сооружений;
  • растущих рядом или на участке деревьев (их высоты и площади);
  • линий электропередач, трубопроводов (чаще газа) и прочих коммуникаций;
  • жилых домов и нежилых сооружений.

Итак, конкретно по цифрам. На основании «строительных норм и правил»:

Вид промежуткаРасстояние
От жилой постройки до соседнего участкаТри метра (при условии проезда специальной пожарной техники)
Две жилые постройки, принадлежащие разным владениямШесть метров
Нежилые постройки (баня, теплица, сарай)Один метр
Высокие деревьяЧетыре метра
Низкие деревьяДва метра

Стоит отметить, что такие данные предназначены для стандартных владений (шесть соток и более). Если площадь очень маленькая (восемь – двенадцать квадратных метров), то до границы расстояние от жилой постройки должно равняться одному метру.

Пересечение смежных земельных участков

По закону пересечение участков, то есть смещение одного в сторону другого, является кадастровой ошибкой. Чаще всего владения пересекаются по вине геодезистов, которые по каким-либо причинами не стали выезжать на местность для, например, уточнения особенностей ландшафта. Но, кроме этого, пересечение может произойти из-за:

  • незаконного расширения жилой площади владельцем (за такое нарушение может последовать даже уголовная ответственность);
  • продажа земли без согласия с органами кадастрового учёта (за такое деяние нарушитель подлежит административной ответственности);
  • технологическая ошибка, сбой электронных геодезических данных.

При любом варианте данная проблема требует серьёзного разбора, нередко даже в судебном порядке.

Бывает, что расширение границ происходит в сторону незаселенных территорий, что может в некоторых ситуациях принести пользу местному самоуправлению или хозяйству (уход за землёй, восстановление плодородных качеств и т. п.).

В таком случае, если польза будет доказана, жалоба, поступившая на собственника, аннулируется и судом не рассматривается.

Объединение смежных земельных участков

Объединение регламентируется той же одиннадцатой статьёй земельного кодекса, по которому:

  1. Объединяясь, два участка становятся одним, а два прекращают своё существование.
  2. Если у объединяемых владений был один собственник, то он и остаётся владельцем, а если два, то они вправе распоряжаться новой собственностью на основе общего пользования (регулируется гражданским кодексом Российской Федерации).
  3. Запрещено объединять участки, которые были предоставлены на основании бессрочного землепользования сразу нескольким лицам.
  4. Если одно владение было обременено залогом, а другое — нет, то их объединение всё равно допускается (залог распространяется на весь объединённый новый участок).

Возвращаясь к прошлому разделу, объединение не должно приводить к изломанности границ и вклиниванию. Процесс должен проходить исключительно в нормах Земельного кодекса и федерального закона «О кадастровой деятельности» с консультацией кадастрового инженера. Помимо того, что объединённые владения могут иметь только смежные, у них не должны быть нарушены границы.

Разъяснение сложных вопросов

  1. В данной теме непонятна роль органов государственной и муниципальной власти, на что распространяются их полномочия, имеют ли они право вмешиваться в территорию собственника? Важно написать, что смещение какого-либо участка может быть вообще сделано по требованию органов управления и кадастровых инженеров.

    Такие действия будут законны, если между владениями образуется чересполосица или разрывы. В случае если земля принадлежит государственному или муниципальному фонду, уполномоченные органы могут потребовать переместить владение с целью постройки инженерных коммуникаций.

  2. Являются ли смежными владения, имеющие лишь одну общую точку? Несмотря на то что в понятие границы входит некое расстояние (от точки до точки), одна точка всё равно является полноценной границей, и перед постройкой такого участка необходимо согласование со второй стороной.
  3. При каких условиях нельзя выкупить смежный участок? Земля не подлежит выкупу в том случае, если она обременена залогом или принадлежит владельцу в соответствии с правом бессрочного пользования (у данной площади есть ещё владельцы).

Подводя итог, становится ясно, насколько важно планировать все нюансы, которые могут возникнуть с сопредельным участком, и действовать в строгом соответствии с установленным законодательством.

Наиболее часто судебные процессы по этой теме связаны с пересечением одного участка другим, хотя в юрисдикцию Уголовного кодекса такое нарушение редко когда входит, но и с административным кодексом проблем лучше не иметь. Поэтому по любым вопросам важно обращаться к опытным юристам и кадастровым инженерам.

Проблемы из-за смежных земельных участков Ссылка на основную публикацию

Источник: https://zazemlyu.ru/zemelnoe-pravo/problemy-smezhnyh-uchastkov.html

Статья 11.1. Понятие земельного участка

Что такое смежные земельные участки

Новая редакция Ст. 11.1 ЗК РФ

Утратила силу с 1 марта 2015 г.

Комментарий к Статье 11.1 ЗК РФ

Правило комментируемой статьи представляет собой единственное на данный момент законодательное определение земельного участка, которое отражает его технические свойства как объекта кадастровой и землеустроительной деятельности.

Во всех остальных случаях, используя понятие “земельный участок”, законодатель либо уточняет эти же свойства (ранее учтенный, многоконтурный, смежный), либо говорит исключительно о юридической составляющей (лесной участок, участок в составе особо охраняемых природных территорий и т.д.). Законодатель в ст. 11.1 ЗК сделал акцент на таком родовом признаке, как “границы”.

Вместе с этим необходимо учитывать, что “земельный участок” – емкое понятие, включающее в себя технические (землеустроительные, кадастровые) и юридические свойства как разновидности недвижимого имущества, как объекта гражданского оборота.

Более широкие определения конструкции “земельный участок” приводятся в научных исследованиях и пособиях , однако внимание федерального законодателя они на себя пока еще не обратили. Причина этого кроется в громоздкости определений, в попытках выйти далеко за пределы главного родового признака земельного участка.——————————–

Крассов О.И. Юридическое понятие “земельный участок” // Экологическое право. 2004. N 2. С. 12 – 17; Он же: Земельный участок – основа понятийного аппарата земельного права // Экологическое право. 2011. N 4. С. 4 – 12; Митягин К.С. Понятие “земельный участок” // Законодательство. 2007. N 5; СПС “Гарант”.

Возможно, одна из причин “невосприимчивости” законодателя к ученым дефинициям заключается в размытости его конструкции (в статье О.И. Крассова 2004 года мы так и не нашли итоговой дефиниции “земельный участок”), либо в их тяжеловесности, в попытках объять все возможные свойства земельного участка.

Вот, к примеру, как раскрывает в своей статье это понятие К.С.

Митягин: “Земельный участок – обеспечивающее возможность удовлетворения собственных (частных) интересов участников гражданского (имущественного) оборота материальное благо, права на которое подлежат обязательной государственной регистрации, с возможностью его использования только в соответствии с определенным целевым назначением и установленными законодательством ограничениями путем хозяйствования управомоченного субъекта в пространстве, ограниченном замкнутой территориальной границей, проходящей по естественному рельефу земли, описанной и удостоверенной в установленном законом порядке”. Более ясным и удобным для практического руководства является, на наш взгляд, определение земельного участка, которое дает в своей монографии С.А. Чаркин: “это часть поверхности земли, характеризующаяся наличием площади, границ, кадастрового номера и целевого назначения, параметры и виды разрешенного использования которой, включая все то, что находится над и под ее поверхностью, определяется правилами землепользования и застройки и (или) иными нормативными правовыми актами (Чаркин С.А. Земельные правоотношения как межотраслевая правовая категория: Монография. М.: Юрайт, 2012. С. 122). Однако и это (“доктринальное”, по словам автора) определение перегружено элементами из области градостроительных, а также природоресурсных отношений.

Следует также напомнить о том, что действующая дефиниция является в ЗК уже второй по счету. В первоначальном варианте (до 24 октября 2008 г.

) она выглядела следующим образом: земельный участок как объект земельных отношений – часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. С 24 октября 2008 г.

из определения исключили такие признаки, как “почвенный слой” и “описаны и удостоверены в установленном порядке”. В настоящее время, как мы уже указывали, дефиниция “земельный участок” включает единственный родовой признак, присущий только ему – границы.

Почвенный слой таковым являться не может, в том числе и потому, что до сих пор легального определения почвы на уровне федерального закона не дается .

Кроме того, почвенный слой (почва) является элементом природной среды (вторичным, по сравнению с землей – важнейшим компонентом окружающей среды), к тому же понятием неюридическим. Что же касается описания и удостоверения границ “в установленном порядке”, то замена их на “определение” границ отразила не смену одного родового признака на другой (они таковыми и не являются), а изменение требований к документам о межевании, которые необходимы для постановки земельного участка на кадастровый учет .——————————–

До изменения редакции статьи пунктом 4 ст. 5 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений”. Текст Закона опубликован в “Российской газете” 25 июля 2008 г., вступил в силу 24 октября 2008 г.

На это обратила внимание Е.С. Болтанова. См.: Болтанова Е.С. Основы правового регулирования застройки земель: Монография. М.: РИОР, ИНФРА-М, 2014. С. 63.

До введения в действие ФЗ 221-ФЗ применялись Требования к документам о межевании, необходимым для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет (утв. Приказом Росземкадастра от 02.10.2002 N П/327. Документ опубликован не был). Документом о межевании для государственного кадастрового учета являлось описание земельного участка (п. 3 указанных Требований).

Родовой признак, границы, присущ всем объектам землеустроительных и кадастровых работ (другой вопрос – какие исключения в процессе их определения для тех или иных объектов установил законодатель).

Что же касается видового отличия, то все объекты землеустроительных и кадастровых работ обладают качеством, характерным для понятия “земельный участок”, – границами.

Однако не у всех указанных объектов местоположение границ определено таким же образом, как у земельного участка, и как следствие, для каждого из них подготавливается свой вид проектного документа, а их границы на местности закрепляются своими знаками.

Пункт 3 ч. 1 ст. 7 Закона N 221-ФЗ, по сути, уточняет часть вышеприведенного определения, говоря не просто о границах, а об “описании местоположения границ земельного участка”, что подчеркивает особенности отражения сведений о земельном участке в государственном кадастре недвижимости (далее – ГКН).

В других случаях в этом же Законе и других актах речь идет о характерных точках границ земельного участка (п. 7 ст. 38 Закона N 221-ФЗ), о положении на местности характерных точек границы земельного участка , о проекции границ земельного участка (п. 8 ст. 38 Закона N 221-ФЗ), об уточнении границ земельного участка или о местоположении границ (п. 9 ст.

38 Закона N 221-ФЗ).

Приведенные уточнения объясняются либо разными стадиями образования земельного участка и их документального отражения, либо видом кадастровых работ (образование земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или уточнение местоположения границ существующего), либо точностью и методами определения координат характерных точек границ земельного участка. Наиболее общим элементом дефиниции, родовым понятием без которого не могут существовать ни характерные точки, ни проекции границ, все же являются “границы”. Все остальные элементы, которые включают в понятие “земельный участок” отечественные ученые, – конкретизация его технических и юридических свойств.——————————–

См.: п. 2 Требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, а также контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке (утв. Приказом Минэкономразвития России от 17 августа 2012 года N 518) (далее – Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка).

Определившись с родовым понятием, необходимо четко представлять классификацию видов земельных участков с технической точки зрения. В зависимости от характера границ земельного участка можно выделить следующие три вида.

Первый – земельный участок, состоящий из одной части (участок имеет один контур, который полностью совпадает с его границами; часть земной поверхности в пределах этого контура и является земельным участком) . Таких участков – подавляющее большинство (среди них: приусадебные участки; под зданиями, строениями, сооружениями; полевые участки для ведения ЛПХ).——————————–

Мы бы назвали это идеальной (или первичной) конструкцией земельного участка.

Второй вид – земельный участок, в состав которого входят нескольких обособленных частей (частей участка), не выходящих за пределы контура земельного участка; такой земельный участок называется единым землепользованием . Едиными землепользованиями являются, например, участки в составе земель сельскохозяйственного назначения, которые были приватизированы в соответствии с Указом Президента РФ.——————————–

Такое определение вытекает из содержания абз. 5 п. 1 письма Минэкономразвития от 12 сентября 2013 г. N Д23и-2729 // .

Третий вид – многоконтурный земельный участок, часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с действующим законодательством и представляют собой несколько замкнутых контуров; каждый контур границы многоконтурного земельного участка отделяется от других контуров его границы иными земельными участками или землями (т.е. контуры границы многоконтурного земельного участка не имеют общих характерных точек границ) . Чаще всего многоконтурные участки образуются под линейными объектами и их частями.——————————–

Абз. 2 п. 1 и п. 2 письма Минэкономразвития России от 22 декабря 2009 г. N 22409-ИМ/Д23.

Отсутствие накануне аграрных преобразований 90-х гг.

XX каталогов координат точек границ подавляющего числа отведенных ранее земельных участков, а также особенности формирования информационной базы государственного земельного кадастра (ГЗК) и Государственного реестра земель кадастрового района (ГРЗ КР) стали причиной появления “ранее учтенных земельных участков”. К ним относились все участки, кадастровый учет которых был осуществлен (в “старой” терминологии – проведен) до вступления в силу Федерального закона от 2 января 2000 года N 28-ФЗ “О государственном земельном кадастре” , что должно было подчеркнуть непрерывность ведения ГЗК. Сведения об этих участках, полученные из документов, содержащихся в распоряжении земельных комитетов, включались в инвентаризационные описи, а из них – в ГЗК. Правообладатели и сами могли напрямую обращаться в орган кадастрового учета с заявлениями о включении сведений об их участках в ГЗК. В целом же инвентаризация сведений о ранее учтенных участках была неполной . В настоящее время статья 45 Закона N 221-ФЗ сохранила конструкцию “ранее учтенный земельный участок” как разновидность более общей конструкции – “ранее учтенного объекта недвижимости” .——————————–

В настоящее время конструкция “отвод земельного участка” применяется в целях предоставления земельных участков для строительства линейных объектов на землях государственного или муниципального фонда.

СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 149.

См. подробное описание процедур составления описей: Варламов А.А., Гальченко С.А. Земельный кадастр. М.: КолосС, 2007. Т. 3. Государственные регистрация и учет земель. С. 229 – 242.

Государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее – ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” (далее – объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости (п. 1 ст. 45 Закона 221-ФЗ).

Можно выделить три подвида ранее учтенных земельных участков. Первый из них – ранее учтенные земельные участки, границы которых на местности не устанавливались. До настоящего времени они составляют значительную часть из всех известных ГКН земельных участков.

Они не обладают всеми свойствами “земельного участка” (в понимании его в соответствии со ст. 11.1 ЗК) из-за отсутствия характерных точек границ и их местоположения, не говоря уже о значении координат этих точек.

Местоположением каждого такого земельного участка является кадастровый квартал (то есть какой-либо населенный пункт, часть населенного пункта, состоящего из нескольких кадастровых кварталов, квартал в землях сельскохозяйственного назначения, а также квартал на межселенной территории).

Технические свойства такого участка не позволяют в отношении его осуществлять определенные виды кадастровой деятельности (например, раздел; при этом возможен выдел участка из состава земель сельскохозяйственного назначения) и ограничивают его свойства как имущества.

Источник: http://zkodeksrf.ru/gl-1-1/st-11-1-zk-rf

Акт согласования границ земельного участка

Что такое смежные земельные участки

24.01.2018

В случае образования нового земельного участка, уточнения границ уже существующего участка или регистрации права собственности на давно используемый земельный участок (например, по «дачной амнистии») необходимой процедурой является согласование границ такого участка с правообладателями смежных земельных участков. Результат данной процедуры отображается в акте согласования границ.

1. Для чего нужен акт согласования границ земельного участка?

Такой документ, как акт согласования границ земельного участка (в случае наличия учтенных в государственном кадастре недвижимости (ГКН) смежных земельных участков) является обязательной частью межевого плана.

Межевой план – фактически единственный документ, который нужен для постановки земельного участка на кадастровый учет, для учета части земельного участка или внесения в ГКН сведений об изменении уникальных характеристик земельного участка.

В свою очередь, постановка земельного участка на кадастровый учет нужна для последующей регистрации права собственности (или иного вещного права) на такой земельный участок.

Согласно закону «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (п. 1.2 ст.

20), «не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Кроме того, даже если участок учтен, государственная регистрация прав на него может быть приостановлена.

Это может произойти в случае, если в ГКН в отношении такого земельного участка «отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка». При этом существуют некоторые исключения, когда регистрация разрешена и при неуточненных границах:

1)  если право на земельный участок ранее зарегистрировано в установленном законом порядке;

2)  если подано заявление о государственной регистрации возникновения, перехода или прекращения права собственности на земельную долю;

3)  если земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, образован путем перераспределения такого земельного участка и земельного участка, находящегося в собственности гражданина;

4)  если такой земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства (исключение действует до 1 января 2018 г.);

5)  если право возникает в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (исключение действует до 1 января 2018 г.);

6)  в иных установленных федеральным законом случаях (исключение действует до 1 января 2018 г.).

Проведение согласования границ смежных земельных участков может быть и самоцелью, когда данная процедура кадастровыми инженерами проводится для разрешения споров между соседями. Если участники спора не придут к соглашению

между собой, разрешение вопроса возможно только в судебном порядке.

При этом кадастровый инженер только фиксирует притязания сторон и не имеет возможности самостоятельно устанавливать границы. Если границы согласованы, кадастровый инженер может обозначить в натуре межевые знаки и подготовить документы для внесения изменений о границах и характерных точках земельных участков в ГКН (для юридического закрепления данных границ).

Таким образом, согласование границ земельного участка и составление акта согласования необходимо:

1)  при образовании новых земельных участков для регистрации на них права собственности и иных вещных прав;

2)  в случае возникновения межевых споров для уточнения границ земельных участков;

3)  в случае регистрации права собственности на земельные участки, которые предоставлены гражданам, но права на которые не зарегистрированы должным образом, в том числе в случае регистрации права собственности на земельные участки по «дачной амнистии».

2. Когда согласование границ земельного участка обязательно?

В соответствии со статьей 39 закона «О государственном кадастре недвижимости» [1], местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию в случае, если в результате кадастровых работ были уточнены границы земельного участка или смежных земельных участков, сведения о которых внесены в ГКН. При этом согласовывать месторасположение границ необходимо со следующими категориями правообладателей смежных земельных участков (заинтересованными лицами):

1) собственники (исключение составляют случаи, когда смежные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, а также предоставлены частным предприятиям на праве постоянного (бессрочного) пользования);

2) лица, которые владеют участками на праве пожизненного наследуемого владения;

3) лица, которым участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования (кроме государственных и муниципальных учреждений, органов госвласти, органов местного самоуправления, казенных предприятий);

4)  арендаторы, которые заключили договора аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на срок от 5 лет.

3. Каков порядок согласования месторасположения границ земельного участка?

Процедура согласования границ земельного участка с правообладателями смежных участков организовывается кадастровыми инженерами, нанятыми для выполнения кадастровых работ, в том числе для проведения межевания и составления межевого плана.

По выбору заказчика работ согласование может проводиться как с установлением границ земельного участка на местности, так и без него. При этом заинтересованные лица могут потребовать вынесения совместной границы земельных участков на местности.

В некоторых случаях установление границ на местности все же не разрешается (на лесных землях, землях особо охраняемых природных территорий, сельскохозяйственных землях, предназначенных для природопользования коренными народами Севера, Дальнего Востока, Сибири).

Законодательством предусмотрено две формы проведения согласования границ земельного участка:

1)  посредством проведения собрания заинтересованных лиц;

2)  в индивидуальном порядке.

Если индивидуальный порядок согласования в законе не регламентирован, то по отношению к организации общего собрания правообладателей смежных земельных участков существуют четкие правила:

1) Общее собрание должно проводиться в населенном пункте, в котором размещен участок, или в ближайшем к нему населенном пункте. Иное место может быть определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами;

2) Для приглашения заинтересованных лиц на собрание им вручается под расписку, высылается почтовым отправлением с уведомлением о вручении, а также направляется на электронную почту извещение.

Контактные данные заинтересованных лиц берутся из сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости. Извещение должно быть вручено или доставлено за 30 дней до собрания. При этом у заинтересованных лиц должно быть не менее 15 дней для подачи возражений.

В случае если заинтересованные лица отказываются получать извещения, они считаются надлежащим образом извещенными.

3) В случаях, если смежные земельные участки являются лесными участками, если в ГКН отсутствуют сведения об адресе хотя бы одного из правообладателей смежных участков или почтовое отправление возвратилось с пометкой о невозможности вручения, а также если смежным земельным участком является территория общего пользования садоводческого, дачного или огороднического некоммерческого объединения граждан или собственниками смежного участка являются 5 и более лиц, то допускается, что извещение о проведении собрания по поводу согласования границ земельного участка может быть опубликовано в порядке, определенном для опубликования муниципальных правовых актов;

4) В извещении должны обязательно содержаться следующие сведения:

– сведения о заказчике кадастровых работ, в т.ч. почтовый адрес и номер телефона;

– сведения о кадастровом инженере, в т.ч. его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер телефона;

– кадастровый номер и адрес земельного участка, кадастровые номера и адреса смежных земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;

– порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня вручения, направления или опубликования извещения;

– место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;

– сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами требований о проведении согласования местоположения границ с установлением таких границ на местности и (или) в письменной форме обоснованных возражений о местоположении границ земельных участков после ознакомления с проектом межевого плана.

Кадастровый инженер во время проведения согласования местоположения границ:

1)  проверяет полномочия заинтересованных лиц или их представителей (проверяет документы, удостоверяющие личность, документы, подтверждающие полномочия представителей, а также документы, подтверждающие права на соответствующие земельные участки);

2) обеспечивает возможность ознакомления заинтересованных лиц или их представителей с проектом межевого плана и дает необходимые разъяснения;

3) указывает заинтересованным лицам или их представителям подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков на местности (в случае согласования границ с их установлением на местности).

Результат согласования границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не подписали акт согласования местоположения границ, либо в письменной форме не представили свои возражения, в акт согласования вносится соответствующая запись. При этом акт считается согласованным. В таком случае к межевому плану обязательно прилагаются документы, подтверждающие, что заинтересованное лицо было должным образом извещено о проведении собрания.

Если местоположение границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно согласования, в акт согласования вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.

Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке, в том числе в судебном порядке.

Источник: https://rosreestr.ru/site/press/news/akt-soglasovaniya-granits-zemelnogo-uchastka/

Утвержден порядок предоставления гражданам дополнительных смежных земельных участков -Новости

Что такое смежные земельные участки

Утвержден порядок предоставления гражданам дополнительных смежных земельных участков

Постановлением Челябинской городской Думы от 25.03.2014 №50/4 наконец-то определили понятные правила предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством. Порядок определяет предоставление:

1. гражданам в аренду дополнительных смежных земельных участков c земельными участками, используемыми для эксплуатации индивидуальных жилых домов, проще говоря, для облагораживания и расширения жизненного пространства.

2. гражданам — для иных целей, не связанных со строительством, а именно:

  • установки уличной мебели, объектов декоративного и рекреационного назначения, цветников, клумб, газонов, элементов монументально-декоративного оформления, водных устройств, коммунально-бытового и технического оборудования, объектов благоустройства и озеленения территории;
  • устройства вольеров для животных;
  • устройства площадок для выгула собак;
  • устройства голубиных питомников (голубятен);
  • устройства палисадников;
  • устройства спортивных и детских игровых площадок.

На организации порядок не распространяется, предоставление участков под коммерческие цели тоже не регулирует, т. е. если у Вас есть участок под эксплуатацию цеха, а Вы хотите получить рядом еще немножко земли, то делать это придется на общих основаниях.

В порядке прямо указано, что строительство на участках, предоставленных в соответствии с указанным документом прямо запрещено. Приватизация таких участков тоже не возможна.

Дополнительные участки предоставляются собственникам смежных участков, на которых расположены жилые дома, в аренду на 49 лет, а арендаторам смежных участков — на срок действия договора аренды. Несмежные участки предоставляются на пять лет.

Отметим, что раньше предоставление участков для целей, не связанных со строительством, тоже практиковалось, однако исключительно по усмотрению чиновников: эта процедура была урегулирована лишь статьей 34 Земельного Кодекса РФ в самых общих чертах.

Процедура получения участка:

Для получения участка для целей, не связанных со строительством, нужно обратиться на имя главы администрации района со следующими документами:

  • документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорт, временное удостоверение личности);
  • доверенности (если заявитель обращается через представителя, а не лично);
  • документа, удостоверяющего (устанавливающего) права на жилой дом;
  • документа, удостоверяющего (устанавливающего) права на земельный участок под жилым домом, в случае обращения за дополнительным смежным земельным участком c земельным участком, используемым для эксплуатации объектов индивидуального жилищного фонда;
  • ситуационного плана, содержащего предполагаемые размеры и местоположение земельного участка.

В течение трех дней с момента обращения, администрация района направляет документы в Главархитектуру для подготовки схемы расположения требуемого земельного участка на кадастровом плане территории, после чего глава района эту схему утверждает. Общий срок утверждения схемы не должен превышать месяца с момента обращения.

В действительности не очень верится, что этот срок будет соблюдаться. После утверждения схемы администрация размещает в СМИ информацию о готовящемся предоставлении участка.

Если других заявок на него не поступает в течение десяти дней, то заявитель сможет заказать межевой план и поставить требуемый участок на кадастровый учет для дальнейшего оформления договора аренды.

Постановление (распоряжение) о предоставлении участка выносится главой района в течение двух недель после предоставления заявителем кадастрового паспорта участка, затем заключается договор аренды. Вот, собственно, и все.

При подаче нескольких заявок участок предоставляется на торгах.

Основания для отказа в предоставлении земельных участков.

Постановлением предусмотрен перечень оснований для отказа в предоставлении гражданину участка для целей, не связанных со строительством:

  • установление в Правилах землепользования и застройки, документацией по планировке территории иного использования испрашиваемого земельного участка;
  • наличие прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок;
  • наличие принятого ранее даты подачи заявления о предоставлении земельного участка в аренду муниципального правового акта Администрации города или должностного лица Администрации города, действующего в пределах его компетенции, установленной муниципальным правовым актом Администрации города Челябинска, о предоставлении земельного участка полностью или частично расположенного в границах испрашиваемого земельного участка;
  • невозможность образования земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации;
  • наличие предусмотренных в законодательстве Российской Федерации, санитарных и технических нормах и правилах оснований, в соответствии с которыми невозможно предоставление земельного участка в аренду;
  • не предоставление документов, предусмотренных Порядком;
  • подача заявления о предоставлении дополнительного смежного земельного участка c земельным участком, используемым для эксплуатации объектов индивидуального жилищного фонда или для эксплуатации нежилых зданий, строений, сооружений лицом, не имеющим прав на смежный, по отношению к испрашиваемому, земельный участок.

Резюмируя все вышеизложенное, хочется сказать, что появление нормативного акта, регулирующего процедуру и порядок предоставления земли для целей, не связанных со строительством, хотя бы для граждан, не может не радовать.

Материал подготовила Татьяна Скворцова.

Источник: https://www.cab74.ru/news/713/

Отдел закона
Добавить комментарий