ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА В ПСИХИАТРИИ

Конституционные права человека: Что изменить, чтобы их защитить?

ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА В ПСИХИАТРИИ

Утвержденная в 1996 году Конституция независимой Украины является одной из самых молодых и, соответственно, самых современных Конституций.

Авторы пытались по максимуму заложить в нее принятые в то время в демократическом мировом сообществе основополагающие права и свободы гражданина.

Но почему же до сих пор права человека в Украине нарушаются? Мир стремительно меняется и основной закон уже не соответствует современным реалиям?

Возможно, улучшить ситуацию с правами человека помогут очередные изменения в законах, а возможно, нужно менять что-то другое. Об этом Центр информации о правах человека говорил с правозащитниками и экспертами. Мысли оказались очень разными.

КОНСТИТУЦИЯ ХОРОШАЯ, НО ЕЕ СТАТЬИ НАРУШАЮТСЯ

Мы просили правозащитников назвать самые ценные для них статьи Конституции, закрепляющие права человека.

Так, юристка благотворительного фонда “Восток SOS” Алена Лунева считает Конституцию прогрессивной и как важную и необходимую сегодня называет статью 24 о том, что все граждане имеют равные конституционные права и свободы и равны перед законом.

Статья запрещает дискриминацию по любому признаку – признаку расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, языковому и тому подобное.

“Авторам Конституции нужно отдать должное, они сделали все для того, чтобы Украина состоялась как демократическое государство, в котором гражданам обеспечена защита прав и свобод”, – говорит в свою очередь журналистка и общественный деятель в сфере свободы слова и доступа к информации Аксинья Курина.

Наиболее ценными она называет статьи 3 и 15 первого раздела, которые должны гарантировать соблюдение прав и свобод. А также статью 49 второй главы, в которой гарантируется право на бесплатную медицинскую помощь.

Но Курина с грустью констатирует, что именно эти статьи часто нарушаются в Украине.

О нарушении действующих статей Конституции говорят и другие правозащитники.

Так, председатель ОО “Черкасский правозащитный центр” Тарас Щербатюк, опираясь на свой опыт, рассказал, что на местном уровне часто дискриминируются люди с инвалидностью, что является нарушением статьи 24 Конституции. Это происходит из-за отсутствия архитектурной доступности к зданиям, транспорту, отсутствия информации об имеющихся правах, бездействия со стороны органов власти в решении проблем людей с инвалидностью.

Также, по его словам, подвергаются дискриминации и испытывают нарушения прав внутренне перемещенные лица. В частности, речь идет о праве избирать и быть избранным в органы власти, закрепленном в 38 статье Конституции.

“Больше всего нарушается статья 21 Конституции Украины. О ней мало кто говорит, все забыли, но, хотя она и утопическая, но однозначно больше всего нарушается.

Там написано, что права и свободы человека неотчуждаемы и нерушимы.

И вот с “нерушимостью” совсем все плохо”, – высказывает мнение руководитель секретариата Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека Богдан Крикливенко.

Правозащитник, член правления Института “Республика” Владимир Чемерис считает наиболее нарушаемыми на сегодня в Украине права на свободу слова, свободу выражения взглядов, свободу собраний и свободу ассоциаций.

“В Конституции написано, что СМИ можно закрывать только по решению суда. Но у нас закрываются интернет-издания без решения суда. Была информация, что более 30 человек получили наказание за сообщения в социальных сетях”, – говорит Чемерис.

В этом контексте он также упоминает тюремное заключение для блоггера Руслана Коцабы и арест главного редактора издания “Страна.юа” Игоря Гужвы.

В качестве примера нарушения свободы собраний Чемерис приводит систематические нападения ультраправых на мирные собрания при полном бездействии правоохранителей.

“Был проведен Марш Равенства с защитой полиции. Раз в год одна категория людей может проводить огромное собрание с участием огромной охраны со стороны полиции.

Все другие собрания подвергаются грубым нападениям, как это было, например, в случае с митингом против переименования проспекта Ватутина. На протестующих нападали и жестоко избивали.

Реакции полиции на это не было”, – говорит Чемерис.

Он также обращает внимание, что в нарушение права на свободу ассоциаций в Украине запрещаются политические партии, чего никогда не было ни при президентстве Виктора Януковича, ни при Леониде Кучме.

Профессор кафедры международного права Института международных отношений Киевского национального университета им. Тараса Шевченко, доктор юридических наук Ольга Буткевич говорит, что, учитывая огромное количество жалоб от Украины в Европейский суд по правам человека, у нас системно нарушается право на справедливый суд, и связанные с ним статьи 55 и 59 Конституции.

В то же время наиболее нарушаемым Ольга Буткевич считает право на уважение достоинства человека, которое гарантируют статьи Конституции 3 и 28.

“Следует вспомнить, какое право человека сопровождает реализацию и защиту всех его прав. Это то право, которое нарушается автоматически при нарушении любого конституционного права человека.

И это – право на уважение достоинства человека, которое гарантирует ст. 3 и ст. 28 Конституции. Ведь и лишение жизни, и пытки, и незаконное лишение собственности, и нарушение права на образование, труд и т.д.

– это все является проявлением неуважения к достоинству человека”, – говорит юристка.

На нарушении права на справедливый суд акцентирует и юрист Украинского Хельсинского союза по правам человека Максим Щербатюк.

“У нас решения судов не выполняются, что катастрофически влияет на правовую определенность. Есть также вопрос о независимости судебного разбирательства. Есть определенное влияние органов власти на судебные инстанции.

Часто решения судебных инстанций координируются определенными органами власти.

Возможно, в результате реформ высших судов это изменится, но вопрос независимости и объективности судебного разбирательства стоит, в том числе, в контексте решения ЕСПЧ относительно Украины”, – отмечает Щербатюк.

Он также обеспокоен тем, что в последнее время в Украине все чаще нарушаются права на частность. Речь идет о блокировании соцсетей и перехвата коммуникаций, которые сейчас пытаются закрепить на законодательном уровне, мотивируя мерами борьбы с терроризмом.

“Еще есть право на свободу и личную неприкосновенность, связанные с тем, что реформы полиции и прокуратуры по факту не состоялись. Эти структуры, которые есть сейчас, во многом не справляются со своими функциями. Часто нет ощущения безопасности.

Соответственно происходят различные вещи связанные с деятельностью других правоохранительных органов. Так же в том же СБУ, – если это ведомство начинает расследовать дело, то у человека возникают проблемы с защитой его прав”, – говорит Щербатюк.

“Больше всего нарушается фундаментальное право собственности и в этом контексте – право доступа граждан к экономическим активам страны, предусмотренное статьями 13, 142, 143 Конституции Украины”, – говорит председатель правления Общественного комитета защиты конституционных прав и свобод граждан Николай Козырев.

В то же время правозащитник, председатель правления Правозащитного фонда “Развитие” Олег Григорьев считает, что одним из важнейших конституционных прав, которое чаще других нарушается в Украине, является реализация права граждан на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

“На сегодня мы видим систематическое злоупотребление этим правом государственными органами и госслужащими.

С одной стороны, законом четко установлен запрет отказа в принятии и рассмотрении обращения граждан, с другой стороны, должностные и служебные лица часто игнорируют это требование и просто не присылают ответ заявителю.

И часто доказать факт отправки ответа заявителю очень трудно, ведь почтовый реестр отправленных писем, как правило, не ведется. Все письма отправляются простой почтовой корреспонденцией. А это приводит к нарушению конституционного права на обращение и недопустимо в правовом государстве”, – говорит Григорьев.

КОЕ-ЧТО НУЖНО ИЗМЕНИТЬ

Опрошенные нами эксперты также ответили на вопрос о том, какие изменения лично они внесли бы в Конституцию с целью улучшения соблюдения прав человека.

Алена Лунева

Юристка Алена Лунева высказалась за включение в систему судов Украины Международного уголовного суда, который наказывает за геноцид, военные преступления и преступления против человечности. Она также считает, что нужно сделать выборными должности судей и прокуроров.

Аксинья Курина убеждена, что к нарушению прав человека приводит, в частности, концентрация власти в одних руках, которая соответствует президентской форме правления. По ее мнению, в случае парламентской республики многих угроз демократии можно было бы избежать.

По словам Куриной, также очень важно в ближайшее время учредить независимый институт Омбудсмена по доступу к публичной информации и защите персональных данных, для этого необходимо внести изменения в Конституцию.

Кроме того, Курина выступает за предоставление официального статуса русскому языку.

“При всей сложности, даже скандальности, вопрос официального статуса русского языка в Украине, на мой взгляд, он необходим. Прежде всего для противодействия дискриминации, а также для того, чтобы прекратить политические спекуляции, которые создают опасность для общества и государства”, – говорит эксперт.

Координатор проектов Центра информации по правам человека Людмила Янкина считает, что нужно внести изменения в статью 51 Конституции.

В частности, слова “брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины” нужно заменить словами “брак основывается на добровольном согласии двух людей”.

“По Конституции, именно человек является высшей социальной ценностью в Украине, а не определение мужчины и женщины”, – отмечает Янкина.

КОНСТИТУЦИЯ УСТАРЕЛА – НУЖНА ПОЛНАЯ ПЕРЕЗАГРУЗКА

Председатель Харьковской правозащитной группы Евгений Захаров убежден, что Украине пора писать абсолютно новую Конституцию, поскольку существующая устарела.

“У нас уже очень устарела Конституция. Она, с одной стороны, уже давно не выполняется. С другой – ее уже нельзя писать частями. Нужно писать полностью новую Конституцию”, – говорит Захаров.

По его словам, в сегодняшней Конституции, в частности, нет права на справедливый суд в полном объеме, как это записано в Конвенции о правах человека и основных свобод.

Также не упоминается, что вмешательство государства должно быть необходимым в демократическом обществе. В Конституции вообще нет необходимого принципа пропорциональности. А именно через этот принцип нужно оценивать адекватность вмешательства государства.

Захаров также считает некоторые существующие конституционные гарантии недееспособными.

Ведь, по его словам, Конституция гарантирует экономически социальные и культурные права, но в случае нарушений этих прав нормы Конституции не являются нормами прямого действия. Суды не защищают эти права. А это, в свою очередь, “подвешивает” соблюдение прав первого поколения – гражданские и политические.

Кроме того, перспектива вхождения Украины в Европейский Союз также требует соответствующих изменений в Конституции.

“Были приняты некоторые протоколы к Конвенции по защите прав человека и основных свобод. И Хартия основных прав Европейского Союза. Нас еще не приняли в ЕС, но эта Хартия является обязательным для стран ЕС. Те права, которые там есть, их нет в нашей Конституции.

Вот, например, там невозможен запрет свободы слова для науки и творчества. Есть такая вещь как академическая свобода, которая в украинском законодательстве не упоминается. Есть права пожилых людей и права молодежи.

Это необходимо вводить в Конституцию, если мы думаем о европейском векторе Украины”, – отмечает Захаров.

При этом он объясняет, что нельзя изменить второй раздел Конституции без изменения первого. Поскольку “там очень много вещей, которые являются лицемерием”. В частности, статья 3 о том, что жизнь и здоровье людей – высшая социальная ценность. Но при этом Украина возглавляет первое место в Европе по уровню смертности.

“Если эту норму понимать буквально, а нормы Конституции так и надо понимать, то все средства надо направлять на операции для больных детей. Но этого не делается”, – констатирует правозащитник.

Однако, по его словам, многое нужно было бы оставить в первой главе Конституции, при этом конституционный строй и изменения в первый раздел должны утверждаться на референдуме. Но если так, то надо всю Конституцию переписать.

Он считает, что противоречивость существующей Конституции возникла из-за того, что ее “порождали два центра исполнительной власти”.

“Так же и сейчас ничего хорошего не получилось из сотрудничества Порошенко и Яценюка, или сотрудничества Порошенко и Гройсмана. Возникают конфликты из-за полномочий. Так нельзя. Это приводит к постоянной борьбе, которая тормозит прогресс и превращает народных депутатов на обычных кнопкодавов”, – заключает Захаров.

ИЗМЕНИТЬ ОТНОШЕНИЕ

Основные проблемы с конституционными правами человека связаны не с текстом ее статей и даже не с нарушением этих статей, а с общим отношением к этому документу как со стороны политиков, так и со стороны граждан.

Источник: https://zmina.info/ru/articles-ru/konstitucijni_prava_ljiudini_shho_zminiti_abi_jih_otrimati/

Вопросы судебно-психиатрической экспертизы в гражданском процессе

ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА В ПСИХИАТРИИ

Общественные отношения между людьми урегулированы нормами гражданского права, которое основывается на частноправовых принципах: дозволительной направленности гражданско-правового регулирования; равенства правового режима для всех субъектов гражданского права; недопустимости произвольного вмешательства в частные дела; неприкосновенности собственности; свободы договора; свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на территории РФ. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

Признаваемая в равной мере за всеми субъектами гражданского права (юридическими и физическими лицами) максимально полная и суммарно выраженная возможность правообладания определяется как гражданская правосубъектность.

Правосубъектность носит абстрактный характер и определяет, какими свойствами должны обладать субъекты правового регулирования для того, чтобы иметь права и нести обязанности.

Это обобщенная возможность правообладания, которая не может быть представлена в виде набора или комплекса отдельных субъектных прав.

Она не является также постоянно изменяющейся динамической категорией, зависящей от объема конкретных прав и обязанностей, которыми наделен гражданин.

Но обладания гражданской правосубъектностью для субъекта недостаточно, чтобы иметь конкретные субъективные гражданские права и нести обязанности. Она является лишь необходимой предпосылкой обладания субъективными правами, для возникновения которых необходим помимо этого юридический факт, влекущий на основе правосубъектности возникновение конкретного субъективного права.

Правосубъектность охватывает всех субъектов гражданского права, устанавливается законом, независимо от воли и действий лиц, поэтому граждане, не обладающие достаточным уровнем психического развития, не могут полностью исключаться из правоотношений, регулируемых гражданским правом.

В связи с этим для придания правовому регулированию гражданских правоотношений устойчивого характера представления о гражданской правосубъектности связывают с наличием у граждан таких качеств, как правоспособность и дееспособность[1].

Правоспособность означает способность иметь гражданские права, а дееспособность — способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

Отрыв правоспособности от дееспособности в отношениях граждан связан с тем, что граждане обладают способностью взросления и постепенного приобретения определенных психических качеств.

Правоспособность

Способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) неотделима от существования человека. Пока человек жив, он обладает правоспособностью. В ст.

17 ГК закреплено, что правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Момент, когда человек считается родившимся, определяется не юридическими, а медицинскими категориями (момент начала самостоятельного дыхания).

В некоторых случаях закон охраняет интересы зачатого, но еще не родившегося ребенка.

Например, к наследованию наряду с живыми лицами могут призываться граждане, находящиеся в живых в день открытия наследства, а также зачатые при жизни наследодателя и родившиеся после открытия наследства (п. 1 ст. 1116 ГК), при этом раздел наследства может быть осуществлен только после рождения наследника.

Правоспособность не зависит от возраста человека и состояния его здоровья. Прекращение правоспособности связано с биологической смертью человека, когда возврат его к жизни исключен.

гражданской правоспособности составляет совокупность гражданских прав и обязанностей, которыми гражданин может обладать согласно действующему законодательству. В соответствии со ст.

18 ГК “граждане могут иметь имущество на нраве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права”.

Наиболее существенные из перечисленных прав носят конституционный характер: право иметь имущество в собственности, наследовать его, право на жилище, права авторов.

Перечень, приведенный в ст.

18 ГК, дает представление лишь о наиболее значимых правах, возможность обладания которыми включается в содержание гражданской правоспособности, поскольку невозможно дать исчерпывающий перечень тех правовых возможностей, обладание которыми составляет объем гражданской правоспособности. Помимо перечисленных, гражданин также может иметь права, которые прямо законом не предусмотрены, но не противоречат общим началам и смыслу гражданского законодательства. Например, возможность иметь имущество на праве собственности является необходимой предпосылкой не только самого права собственности, но и большинства иных гражданских правоотношений, включая обязательственные, поскольку невозможно вступать в имущественные отношения, не обладая способностью стать собственником вещи.

Социальным содержанием правоспособности являются также политическая, экономическая, культурная, личная и иные социальные свободы и соответствующие им обязанности лица в обществе.

Способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами.

Равенство правоспособности не означает, что сумма гражданских прав, принадлежащих одному гражданину, равна сумме гражданских прав, принадлежащих другому гражданину. Равенство правоспособности означает равную возможность в приобретении прав.

Правоспособность разделяют на общую, или гражданскую, отраслевую и специальную.

Выделяют несколько форм правоспособности:

  • общая, или гражданская, — представляет собой принципиальную возможность лица иметь гражданские права и нести обязанности;
  • отраслевая — дает возможность приобретать права в тех или иных отраслях права, например брачная, трудовая, избирательная;
  • специальная, или должностная, профессиональная, — требует специальных познаний или таланта, например, судьи, врача, музыканта, ученого и т.д.

Государство гарантирует правоспособность граждан.

В ГК закреплено общее правило о недопустимости ограничения правоспособности, однако допускается ограничение отдельных прав, входящих в содержание правоспособности, но только на определенный срок и в пределах, установленных законом (п. 1 ст.

22 ГК): в качестве меры наказания, установленной приговором либо определением суда по уголовному делу в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения права свободно передвигаться по территории страны (ссылка, высылка).

Государство также оставляет за собой право ограничить права и свободы граждан путем издания соответствующего федерального закона, но сделано это может быть только в условиях чрезвычайного (военного) положения с указанием пределов и сроков действия такого ограничения, например в случае необходимости защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Но даже в этих случаях не могут быть ограничены такие права и свободы, как право па жизнь, защиту своей чести и доброго имени, достоинства личности, право на неприкосновенность частной жизни, на свободу совести и вероисповедания, на судебную защиту прав и свобод.

Гражданин имеет право отказаться от конкретного субъективного права или передать его другому лицу (например, права собственности на конкретную вещь), но он не вправе полностью или частично отказаться от правоспособности и дееспособности (п. 3 ст. 22 ГК)[2].

Правоспособность это общая предпосылка, на основе которой при наличии определенных юридических фактов (т.е. жизненных обстоятельств, с которыми закон связывает наступление юридических последствий) у лица возникает конкретное субъективное право.

Источник: https://studme.org/46301/psihologiya/voprosy_sudebno-psihiatricheskoy_ekspertizy_grazhdanskom_protsesse

Свобода и права человека в интернете

ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА В ПСИХИАТРИИ

Интернет, вектор развития гражданского общества, представляет собой инструмент политической эмансипации, а также средство распространения информации и мнений в планетарном масштабе, используемое журналистами, защитниками прав человека и оппозиционными движениями.

На всех международных форумах и путем сотрудничества с их участниками Франция активно содействует развитию и защите свободы слова и выражения мнений, а также свободы собраний и объединений, как в интернете, так и в реальной жизни, в рамках соблюдения других основных прав человека.

В ходе Всемирных встреч на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВУИО) правительства более чем 180 стран подтвердили безусловную применимость Всеобщей декларации прав человека к интернету.

Со своей стороны, Совет по правам человека при Организации Объединенных Наций еще раз подчеркнул важность защиты основополагающих прав человека и свободного движения информации в сети.

Тем не менее во многих странах свобода слова в интернете не соблюдается. Каждый третий пользователь в мире не имеет доступа к свободному и неограниченному интернету.

Франция осуждает цензуру и ограничения доступа к интернету, как частного, так и общего характера, реализуемые в прямой форме (путем создания помех, блокировки интернет-ресурсов или необоснованной фильтрации) и в опосредованной, под предлогом борьбы с кощунством, киберпреступностью и терроризмом.

Содействие соблюдению права интеллектуальной собственности

Право интеллектуальной собственности имеет решающее значение для творческой и инновационной деятельности. В то же время цифровая революция влечет за собой глубокие преобразования в сфере потребления культурных благ и, соответственно, трансформацию экономических моделей, обеспечивающих доход творческих деятелей.

Процветание динамичной и творческой цифровой экономики невозможно без твердой приверженности защите права интеллектуальной собственности.

Содействие развитию уважения к частной жизни

Эффективная защита персональных данных и частной жизни в интернете имеет первостепенное значение для укрепления доверия пользователей и обеспечения их безопасности.

Поэтому крайне важно не допускать действий, представляющих собой нарушение права на уважение к частной жизни (незаконное хранение персональных данных, их неправомерное использование или несанкционированное распространение и т.д.

), с тем чтобы пользователи имели возможность контролировать свои персональные данные и чтобы это основное право соблюдалось всеми посредниками.

Министерство Европы и иностранных дел поощряет и стимулирует своих партнеров к выработке совместных, основанных на соблюдении прав человека подходов к проблемам защиты персональных данных и уважения к частной жизни пользователей интернета.

Содействие созданию безопасного цифрового пространства

Обеспечение безопасности киберпространства включает два направления:

  • борьбу с криминальным использованием интернета и
  • защиту от вывода из строя информационных и коммуникационных систем.

Конвенция Совета Европы о киберпреступности, подписанная в 2001 году в Будапеште, предусматривает юридическое сотрудничество между государствами для борьбы с:

  • преступлениями против конфиденциальности;
  • преступлениями против целостности и доступности компьютерных данных и систем;
  • подлогом и компьютерным мошенничеством;
  • преступлениями, связанными с нарушениями интеллектуальной собственности.

В ней также квалифицируется в качестве уголовного преступления распространение через компьютерную систему детской порнографии. Популяризация данной конвенции – одна из приоритетных задач Франции, которая активно участвует в работе над новой директивой ЕС об атаках на информационные системы.

Защита информационных систем требует более эффективного регулирования киберпространства. Поэтому Франция выступает за разработку норм поведения в киберпространстве, в частности, для государств, а также за принятие всех возможных мер по совершенствованию защиты ключевых информационных инфраструктур на внутригосударственном и международном уровне.

Участие Франции в международных форумах по вопросам информационной безопасности

Интернет является двигателем экономического роста и вектором развития свободы и демократии. Но он также представляет собой пространство, где свободно и безнаказанно могут действовать пираты, преступные элементы и даже государства.

Типы угроз очень быстро эволюционируют и теперь включают в себя кибершпионаж, повреждение сетей и сервисов, физическое уничтожение путем виртуальной атаки.

Отныне любая страна, ее жизненно важные инфраструктуры, банки и даже вся экономика могут оказаться парализованными вследствие компьютерной атаки.

Вполне закономерно, что такой двойственный характер виртуального пространства побудил государства к повышению бдительности, а также совершенствованию защиты правительственных информационных систем и жизненно важных инфраструктур, вплоть до разработки наступательных средств.

Государства также вынуждены рассматривать правовые меры ограничения рисков, связанных с интернетом.

В области международных отношений киберпространство – как ранее море или космос – приобрело особую дипломатическую значимость, поскольку встал вопрос об обеспечении стабильности и безопасности интернета.

Позиции стран-членов международных организаций по поводу усиления безопасности киберпространства значительно различаются. Некоторые из них считают необходимым разработать международный юридический инструмент обязательного характера, регулирующий действия государств.

Ряд других, напротив, полагает, что государства не являются единственными заинтересованными сторонами и что разработку решений по повышению безопасности в интернете следует осуществлять совместно с предприятиями и гражданским обществом.

По их мнению, усиление контроля государств над киберпространством может привести к ограничению свободы, характеризующей интернет. Существующее международное право применимо к интернет-пространству, и разработка новой юридической регламентации не представляется необходимой.

Достаточно добровольно подчиниться определенным принципам взаимоотношений между государствами и принять меры, укрепляющие взаимное доверие. Именно такой позиции придерживаются Франция и ее европейские партнеры.

Франция играет активную роль в международной дискуссии по вопросам киберпространства, в частности, на уровне Организации Объединенных Наций. Она также вносит вклад в разработку политики киберзащиты в рамках Европейского Союза и Организации Североатлантического договора.

Государственное агентство безопасности информационных систем (ANSSI)

Государственное агентство безопасности информационных систем (ANSSI) – это государственный орган, отвечающий за безопасность и защиту информационных систем.

Его основными задачами являются обеспечение безопасности информационных систем самого государства и его важнейших операторов, координация действий по защите информационных систем, разработка и введение в действие безопасных сетей, отвечающих потребностям высших государственных органов, министерств и ведомств, а также создание атмосферы доверия и надежности, способствующей развитию информационного общества во Франции и в Европе.

Агентство было создано в 2009 году и находится в ведении Генерального секретаря по обороне и национальной безопасности, на которого возложена задача содействия работе премьер-министра в области обороны и национальной безопасности.

Подробнее ознакомиться с деятельностью ANSSI можно на сайте http://www.ssi.gouv.fr/

Полезные ссылки:

  • Конвенция Совета Европы о киберпреступности на сайте Совета Европы

Источник: https://www.diplomatie.gouv.fr/ru/politique-etrangere/cifrovaya-diplomatiya/numerique-et-enjeux-internationaux/

Знаменательный год для ГКПЧ

ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА В ПСИХИАТРИИ

Крупные достижения Гражданской комиссии по правам человека ради защиты пострадавших от нарушений в психиатрии.

Гражданская комиссия по правам человека расширяется, 174 отделения ГКПЧ теперь активны по всему миру и продолжают наращивать обороты. Неусыпная бдительность по отношению к фармацевтической индустрии приносит плоды: в 2017 году было выпущено 32 новых предупреждения о психиатрических препаратах.

С момента своего основания в 1969 году ГКПЧ сыграла главную роль в принятии 220 антипсихиатрических законов и аннулировании 375 пропсихиатрических законопроектов. Если говорить о государственных санкциях, то благодаря ГКПЧ недобросовестные психиатры и здесь получили по заслугам: выплаты штрафов и компенсаций и урезанное финансирование в общей сложности на 33 миллиарда долларов.

Верная своему долгу, ГКПЧ добилась аннулирования 140 лицензий отдельных «специалистов» в области психиатрии, из которых 124 в Японии, а также заключения под стражу семи психиатров. Члены ГКПЧ распространили 21 миллион информационных листков, поднимая осознание общества. Двадцать передвижных выставок ГКПЧ в 2017 году привлекли 135 800 посетителей, преодолев почти 31 000 километров.

Суммарный путь выставок теперь составляет более 640 000 километров, или 16 кругов вокруг земного шара.

В 2017 году Гражданская комиссия по правам человека приумножила свои усилия, чтобы призвать к ответу психиатрическую индустрию за её разрушительные деяния. Вскрывая массовые случаи мошенничества и должностные преступления во всей системе охраны психического здоровья, ГКПЧ посвятила себя борьбе против электрошоковой терапии и прописывания психиатрических препаратов детям.

СИГНАЛ ТРЕВОГИ ВСЕМУ МИРУ ГКПЧ помогла многим осознать опасность антидепрессантов, психотропных препаратов и электрошоковой терапии. НЕТ ПСИХИАТРИЧЕСКИМ ПРЕПАРАТАМ Лондонцы подписывают петиции против выписывания психиатрических препаратов английским школьникам.

С момента своего основания в 1969 году Гражданская комиссия по правам человека работала над тем, чтобы защитить права пациентов и их семей.

ГКПЧ предотвратила мошеннические действия со стороны поставщиков услуг в рамках американских государственных программ медицинской помощи «Медикэйд» и «Медикэр», когда только в 2014 году (последний год, по которому доступны статистические данные) были совершены махинации на сумму около 148 миллионов долларов США.

Указывая на субъективную и манипулятивную природу психиатрических диагнозов (поскольку они не основываются на объективном обследовании крови или визуальных данных сканирования, на основании которых можно диагностировать психическое заболевание), а также на лёгкость, с которой такие диагнозы можно изменять, чтобы выдаивать больше денег у страховых компаний, ГКПЧ убедила работников здравоохранения, которые располагали служебной информацией о мошенничестве, воспользоваться законом о защите федеральных служащих, информирующих о недостатках в работе своих ведомств, и предать злоупотребления гласности.

Самым скандальным оказался многолетний процесс против компании «Юнивёрсал хелс сервисиз» (Universal Health Services), управляющей сетью психиатрических клиник и имевшей зловещую историю опасных махинаций в сфере медицины и бизнеса. С апреля 2016 года по апрель 2017 было подано почти 4500 исков против UHS, большинство из которых появилось благодаря ГКПЧ.

Чтобы оценить масштаб жульничества при работе с пациентами, взгляните на такой факт: благодаря настойчивости ГКПЧ одно лишь отделение психологической и психиатрической помощи UHS в Техасе согласилось выплатить правительству США 860 000 долларов, чтобы уладить обвинения, выдвинутые против этого отделения по закону о неправомерных страховых возмещениях.

ИТАЛЬЯНСКИЙ МАРШ Полиция ожидала менее 1000 демонстрантов, а прибыло более 2000 человек, которые буквально заполонили улицы Флоренции в Италии; они скандировали лозунги и пели пародию на популярную песню, требуя оградить школьников от неправомерных и потенциально опасных проверок на психическое здоровье в школах вместо учёбы.

ГКПЧ также отслеживает законодательные инициативы, чтобы ограничить злоупотребления в сфере душевного здоровья, неустанно распространяет просветительские материалы по всему миру, и, кроме того, в 2017 году 140 психиатров были арестованы и/или лишены лицензий за совершённые ими преступления и правонарушения.

ВЫСТАВКА ГКПЧ ПРИЕЗЖАЕТ В ЯПОНИЮ Колонна демонстрантов шествует по улицам Токио (вверху), чтобы принять участие в церемонии перерезания ленточки, открывающей вход на выставку «Психиатрия: индустрия смерти». Тысячи людей посмотрели фильм ГКПЧ «Друг или враг?». КОМПЛЕКС «АДМИРАЛ» Историческое здание неподалёку от Зимнего дворца в центре Санкт-Петербурга – место проведения передвижной выставки ГКПЧ. ИСТОРИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ПСИХИАТРИИ В Кейптауне школьники узнают правду о ранах апартеида, нанесённых нарушениями в сфере психиатрами.

Источник: https://www.freedommag.org/ru/magazine/201712-an-epic-year/cchrs-banner-year.html

Конституционный Суд Республики Беларусь

ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА В ПСИХИАТРИИ

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
28 декабря 2011 г. № Р-668/2011

О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «Об оказании психиатрической помощи»

Конституционный Суд Республики Беларусь в составе председательствующего – Председателя Конституционного Суда Миклашевича П.П., заместителя Председателя Марыскина А.В., судей Бойко Т.С., Вороновича Т.В., Данилюка С.Е., Изотко В.П., Козыревой Л.Г., Подгруши В.В., Рябцева Л.М., Сергеевой О.Г., Тиковенко А.Г., Чигринова С.П.

на основании части первой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»

рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке обязательного предварительного контроля конституционность Закона Республики Беларусь «Об оказании психиатрической помощи».

Заслушав судью-докладчика Рябцева Л.М., проанализировав положения Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция), Закона Республики Беларусь «Об оказании психиатрической помощи» и иных законодательных актов Республики Беларусь, Конституционный Суд Республики Беларусь установил:

Закон Республики Беларусь «Об оказании психиатрической помощи» (далее – Закон) принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 19 декабря 2011 г., одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 20 декабря 2011 г. и представлен Президенту Республики Беларусь на подпись.

Закон направлен на определение правовых и организационных основ государственного регулирования в области оказания психиатрической помощи и обеспечение прав граждан при ее оказании.

При проверке конституционности Закона Конституционный Суд исходит из следующего.

1. Согласно Конституции в Республике Беларусь человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая статьи 2). Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (часть третья статьи 21).

Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (часть первая статьи 8 Конституции).

Положения Закона направлены в том числе на реализацию основополагающего документа универсального характера в этой сфере – Принципов защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи, принятых 17 декабря 1991 года резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 46/119, которые предусматривают право любого психически больного лица на осуществление всех признанных международными нормами гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и прямо указывают на недопустимость какой-либо дискриминации, то есть установления в связи с психическим заболеванием лица таких отличий, исключений или предпочтений, следствием которых является отрицание или ограничение равенства в реализации прав (пункты 4 и 5 принципа 1).

2.

В статье 1 Закона определяется, что психиатрическая помощь выражается в специализированной медицинской помощи, в том числе психотерапевтической, психоневрологической, наркологической, сексологической, включающей в себя профилактику, диагностику, лечение психических расстройств (заболеваний) и медицинскую реабилитацию пациентов, оказываемой врачами-специалистами, имеющими высшее медицинское образование соответствующей квалификации.

Своевременная и качественная психиатрическая помощь позитивно воздействует на психическое здоровье, которое определяется в Законе как состояние полного духовного благополучия человека, характеризующееся его способностью адекватно осознавать окружающую действительность, свое психическое состояние и поведение (статья 1).

Таким образом, лица, которые обращаются за психиатрической помощью, являются уязвимой категорией граждан, поэтому врачи-специалисты должны отвечать особым не только профессиональным, но и морально-нравственным требованиям.

Положениями Закона развиваются государственные гарантии права гражданина на охрану здоровья, закрепленного в части первой статьи 45 Конституции.

В статье 6 Закона закрепляется презумпция отсутствия психического расстройства (заболевания), в соответствии с которой лицо считается не имеющим психического расстройства (заболевания), пока наличие психического расстройства (заболевания) не будет определено по основаниям и в порядке, установленным данным Законом.

В целях реализации указанной презумпции в Законе, в частности, предусматриваются: механизм защиты прав и законных интересов пациента (статья 7); права и обязанности пациентов при оказании им психиатрической помощи (статьи 21 и 22); права и обязанности медицинских работников, оказывающих психиатрическую помощь (статьи 26–28); права и обязанности пациентов, находящихся в психиатрическом стационаре (статьи 40 и 41); права и обязанности руководителя психиатрического стационара (статьи 42 и 43), в том числе в части создания условий для осуществления прав пациентов, установленных Законом и иными актами законодательства. Эти положения основаны на норме статьи 53 Конституции, согласно которой каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц.

3.

В Законе (статьи 9–12) предусматриваются нормы о государственном регулировании в области оказания психиатрической помощи, полномочиях Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь и иных государственных органов, в том числе местных исполнительных и распорядительных органов, в области оказания психиатрической помощи. Указанные нормы основываются на конституционных положениях об этих органах (статьи 84, 107 и 120 Конституции).

Статьями 13 и 14 Закона определяются государственная политика в области оказания психиатрической помощи, государственные гарантии лицам, страдающим психическими расстройствами (заболеваниями).

Тем самым, по мнению Конституционного Суда, закрепляется механизм реализации норм, содержащихся в частях первой и второй статьи 45 Конституции, о гарантированном праве граждан Республики Беларусь на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения, а также о создании государством условий доступного для всех граждан медицинского обслуживания. В соответствии со статьями 13 и 14 Закона реализация данных конституционных норм обеспечивается посредством создания правовых, экономических и социальных условий оказания психиатрической помощи, а также гарантий государства на оказание психиатрической помощи лицам, страдающим психическими расстройствами (заболеваниями).

4. Положениями статей 15 и 17 Закона предусматривается, что наличие либо отсутствие диагноза психического расстройства (заболевания) является исключительным правом врача-специалиста или врачебно-консультативной комиссии.

Диагноз психического расстройства (заболевания) устанавливается с учетом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, и не может основываться только на несогласии пациента с принятыми в обществе моральными, культурными, политическими и религиозными ценностями либо на иных обстоятельствах, непосредственно не связанных с состоянием его психического здоровья, при соблюдении необходимых условий оказания психиатрической помощи. Данные предписания основываются на части третьей статьи 25 Конституции, согласно которой никто не должен подвергаться унижающему его достоинство обращению, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам.

С нормой статьи 28 Конституции о праве каждого на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь согласуются положения статьи 20 Закона, регулирующие порядок предоставления информации о состоянии психического здоровья пациента и предусматривающие сохранение врачебной тайны при оказании психиатрической помощи.

5. Одним из гарантированных конституционных прав является предусмотренное статьей 40 Конституции право каждого направлять личные или коллективные обращения в государственные органы.

В статьях 21 и 40 Закона наряду с правами пациентов при оказании им психиатрической помощи, правами пациентов, находящихся в психиатрическом стационаре, устанавливаются права пациентов обжаловать действия (бездействие) должностных лиц организаций здравоохранения, направлять обращения в соответствии с законодательством.

Конституционный Суд отмечает, что указанные нормы Закона имеют целью обратить внимание должностных лиц организаций здравоохранения на необходимость совершенствования их деятельности, обеспечить надлежащую защиту прав и законных интересов пациентов.

6. Закрепленное в статье 60 Конституции право каждого на судебную защиту является важной гарантией защиты прав и свобод граждан посредством осуществления правосудия, отвечающего требованиям справедливости.

В статье 34 Закона закрепляется положение о том, что одним из оснований оказания психиатрической помощи в стационарных условиях является решение суда об удовлетворении заявления о принудительной госпитализации и лечении.

При этом в статьях 36, 38 и 39 Закона устанавливаются основания для принудительной госпитализации и лечения, подачи в суд заявления о принудительной госпитализации и лечении и его рассмотрения, а также сроки принудительной госпитализации и лечения.

По мнению Конституционного Суда, возложение на суд полномочий по исследованию предусмотренных Законом оснований для принудительной госпитализации и лечения, заявления о принудительной госпитализации и лечении, заключения о необходимости принудительной госпитализации и лечения, вынесенного врачебно-консультативной комиссией (далее – ВКК) психиатрического стационара, заявления о продлении срока принудительной госпитализации и лечения, заключения о необходимости продолжения лечения, вынесенного ВКК психиатрического стационара, а также по принятию мотивированного решения по существу дела, которое является основанием для принудительной госпитализации и лечения пациента на установленный законом срок, является гарантией защиты прав личности.

7. Положениями Закона устанавливается ряд временных ограничений прав личности.

Так, предусматривается, что лицо, страдающее психическим расстройством (заболеванием), по заключению ВКК государственной психиатрической организации может быть временно (на срок не более пяти лет с правом последующего психиатрического освидетельствования) признано непригодным к выполнению работ по отдельным специальностям (профессиям), к работе с источником повышенной опасности; лицо, страдающее психическим расстройством (заболеванием), входящим в перечень заболеваний, препятствующих исполнению служебных обязанностей на государственной службе, установленный Советом Министров Республики Беларусь, не может быть принято на государственную службу; принудительное психиатрическое освидетельствование в отношении таких лиц проводится по установленным законом основаниям (статьи 23, 24 и 29 Закона) и в других случаях, предусмотренных Законом.

Конституционный Суд считает, что приведенные положения Закона согласуются с частью первой статьи 23 Конституции, в соответствии с которой ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Указанные ограничения не искажают сущности конституционных прав и свобод, не ведут к утрате их реального содержания, применяются только в отношении определенных категорий лиц. Данные ограничения пропорциональны защищаемым общественным и государственным интересам, правам и свободам личности, исключают какую-либо дискриминацию лица по признаку наличия психического расстройства (заболевания), допускаются в общепризнанных для таких случаев целях.

8. Согласно статье 7 Конституции в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права. Данный конституционный принцип предполагает обеспечение правовой определенности при регулировании общественных отношений.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» нормативные правовые акты приводятся в единую систему путем их взаимного согласования с соблюдением принципов системности и комплексности правового регулирования общественных отношений (статья 7).

Исходя из этого предписания, в связи с принятием Закона вносятся изменения и дополнения в нормы Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь, в частности регулирующие особенности рассмотрения дел о принудительной госпитализации и лечении граждан, продлении срока принудительной госпитализации и лечения граждан.

Изменения, вносимые в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Беларусь, направлены на согласование отдельных норм этих кодексов с нормами Закона, в том числе в части установления единой терминологии указанных кодексов и Закона.

Закон принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в рамках полномочий в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 97 Конституции, одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 98 Конституции.

На основании изложенного Конституционный Суд считает, что по содержанию норм, форме акта и порядку принятия Закон соответствует Конституции.

Руководствуясь частями первой, седьмой статьи 116 Конституции Республики Беларусь, частями восьмой, тринадцатой, четырнадцатой статьи 24 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, подпунктом 1.

1 пункта 1 и пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г.

№ 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь», Конституционный Суд Республики Беларусь

РЕШИЛ:

1. Признать Закон Республики Беларусь «Об оказании психиатрической помощи» соответствующим Конституции Республики Беларусь.

2.

Настоящее решение вступает в силу со дня принятия.

3.

 Опубликовать настоящее решение в соответствии с законодательством.

Председательствующий –

Председатель Конституционного Суда

Республики Беларусь                                                                                                     П.П.Миклашевич

Источник: http://www.kc.gov.by/document-25523

Отдел закона
Добавить комментарий