Виды аренды воздушного судна

Глава 1. Понятие и виды аренды воздушного судна: Аренда воздушного судна широко распространена в практике

Виды аренды воздушного судна

Аренда воздушного судна широко распространена в практике международного воздушного транспорта, что объясняется экономическими причинами. С одной стороны, у некоторых авиакомпаний, располагающих большим авиапарком, образуется избыток временно не используемых самолетов, простои которых дорого обходятся авиаперевозчикам. Так, после 11 сентября 2001 г.

резко упал спрос на мировые перевозки, что отразилось на использовании авиапарка многих перевозчиков. значительное число самолетов простаивало, и тогда избыточные воздушные суда стали сдаваться в аренду. данный пример — экстраординарный.

на практике очень часто авиакомпании, не желая расставаться со своими самолетами, считают для себя более выгодным сдать их в аренду, нежели эксплуатировать их на неребентабельных воздушных линиях.

С другой стороны, на рынке международных перевозок достаточно перевозчиков, которые не располагают собственным авиапарком, и они предпочитают не приобретать воздушное судно в собственность, а брать его в аренду.

Огромная стоимость современных самолетов, большие эксплуатационные расходы не всегда оправдывают экономически приобретение воздушных судов в собственность.

напротив, аренда максимально выгодна всем: арендодатель избегает убытков от простоя самолетов, а арендатор подбирает нужный ему тип самолета и арендует его на время, необходимое для коммерческой эксплуатации. Как правило, при аренде сдается все воздушное судно с экипажем (или без него), и оно обычно эксплуатируется самим арендатором непосредственно.

ЧАСТЬ VII. ЭКСПЛУАТАЦИЯ АРЕНДОВАННЫХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ 207

Аренду следует отличать от фрахтования. Юридическое отличие временного пользования воздушным судном состоит в том, что сторонами договора аренды выступают собственники воздушных судов и арендополучатели.

Приобретая в силу договора аренды статус арендатора, в соответствии с которым они получают во временное пользование воздушное судно выбранного им типа на определенных финансовых условиях, арендополучатели обязаны осуществлять его эксплуатацию с соблюдением норм летной годности.

К фрахтованию прибегают авиакомпании в затруднительных случаях: временного выхода из строя из-за технической неисправности воздушного судна и срочной его замены для завершения регулярного или нерегулярного рейса, необходимости организации дополнительных рейсов в силу повышенного спроса на перевозки и др.

Однако чаще всего фрахтователями выступают организации и предприятия, вообще не являющиеся перевозчиками. К ним относятся туристические агентства, компании, транспортные экспедиторы, различного рода корпорации и т. п.

, которые фрахтуют воздушные суда у авиакомпаний для целей перевозок туристов, спортивных болельщиков, участников международных спортивных, научных, культурных, деловых и иных мероприятий. в этих случаях заключаются договоры фрахтования между фрахтователем и регулярным или нерегулярным перевозчиком.

При фрахте фрахтуются вся либо часть провозной емкости воздушного судна, и фрахтователь не получает прав на эксплуатацию зафрахтованного воздушного судна, что характерно для договора аренды.

договоры фрахтования похожи, но не идентичны договорам аренды воздушных судов. Это сходство проявляется во временном характере действия того и другого вида договоров. Кроме того, при фрахтовании передача прав пользования, без чего аренда вообще невозможна, в принципе не предусматривается.

договор фрахтования позволяет оперативно учитывать конъюнктуру, сложившуюся на мировом рынке авиаперевозок, как перевозчикам, так и потребителям их услуг. начиная с 70-х гг.

, договор фрахтования стал действенным юридическим инструментом регулирования нерегулярных, чартерных перевозок и потому более известен как договор чартера.

Практикой выработано множество видов договоров фрахтования всего или части воздушного судна. этих договоров зависит от целей фрахтования воздушного судна, определяемых

208

МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРАВО

фрахтователем. Договоры подразделяются на: а) договоры фрахтования на один или несколько рейсов или сезон (чартер); б) договоры фрахтования на время (тайм-чартер).

По договору чартера фрахтовщик (авиакомпания, лизинговая компания) за вознаграждение предоставляет фрахтователю (авиакомпании, туристическому агентству и др.

) всю или часть вместимости одного или нескольких воздушных судов определенного типа (типов) с экипажем для перевозки пассажиров, багажа и грузов. При чартере фрахтовщик осуществляет эксплуатацию зафрахтованного воздушного судна, т. е.

производство полетов, связь с органами управления (обслуживания) во время полета, аэропортовыми властями и т. п., что и составляет область ответственности фрахтовщика.

В договоре фрахтования (тайм-чартере) на время ключевым является вопрос предоставления воздушного судна фрахтователю не на рейс (или рейсы), а на определенное время. Кроме того, решение коммерческих вопросов эксплуатации зафрахтованного воздушного судна относится к компетенции фрахтователя, а предоставление услуг экипажа вместе с воздушным судном входит в обязанности фрахтодателя.

В отличие от договора фрахтования по договору аренды воздушное судно передается арендатору в его полное коммерческое и эксплуатационное пользование, но права распоряжения и владения сохраняются за собственником воздушного судна — авиакомпанией или лизинговой компанией.

Собственник воздушного судна, не участвуя в коммерческой и технической эксплуатации переданного в аренду воздушного судна, обладает всеми неотчуждаемыми и неотъемлемыми правами собственности, признанными и закрепленными национальным законом, на всем протяжении действия договора аренды.

Арендатор не вправе:

— распорядиться арендованным воздушным судном и передать его в субаренду без явно выраженного согласия его собственника;

— пренебрегать техническими правилами, которые он обязан соблюдать при эксплуатации воздушного судна, взятого им в аренду;

— отдавать в залог арендованное воздушное судно, обременять его каким-либо иным образом;

— отказывать в осуществлении контроля со стороны арендодателя за технической эксплуатацией воздушного судна, переданного им в аренду.

ЧАСТЬ VII. ЭКСПЛУАТАЦИЯ АРЕНДОВАННЫХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ 209

Приведенный перечень не является исчерпывающим. На практике арендодатель имеет право выдвинуть любые требования, какие он пожелает, касающиеся технического состояния и безопасности воздушного судна, кроме вопросов коммерческой эксплуатации арендованного воздушного судна.

Не в интересах арендодателя получить обратно свое воздушное судно в непригодном техническом состоянии.

Вот почему в договоре аренды особое внимание уделяется взаимоотношениям арендодателя и арендополучателя в части контроля за технической эксплуатацией арендованного воздушного судна.

Вопросы коммерческой выгоды от использования арендованного воздушного судна являются областью компетенции арендатора. В случае невыполнения финансовых обязательств по договору аренды собственник воздушного судна — арендодатель вправе применить различные меры, в том числе финансовые санкции, против арендатора и прекратить отношения аренды.

В отечественной и зарубежной практике для определения договоров о предоставлении вместимости воздушного судна на время или рейс (рейсы) используется различная терминология.

В России, США, Англии, ФРГ они именуются «чартером» и, соответственно, «тайм — чартером», а во Франции и Италии — «фрахтованием». Рейсовый чартер и тайм-чартер в США и Англии называют «мокрая аренда» и «сухая аренда».

В российской практике при аренде воздушного судна без экипажа или с экипажем заключаются договоры аренды. В США и Англии подобные по своей сути договоры объявляются «чартерами».

В российском воздушном законодательстве используются термины «аренда», «фрахтование» и «чартер», однако чаще всего упоминается «аренда». Это свидетельствует о явном намерении российского законодателя квалифицировать любые отношения по временному использованию воздушного судна с экипажем и без него, на время или рейсы, в другом каком-либо сочетании в качестве «аренды».

Такой подход спорен. Как первооснова арендных отношений категория «аренда» породила многие другие арендные отношения, которые связаны с арендой, но имеют собственные индивидуальные черты.

Практика проводит различия между подвидами «аренды», что российским законодателем не замечено.

Между тем в российской судебной практике подвиды «аренды» — чартер, фрахтование, тайм-чартер, «сухая» и «мокрая» аренда — признаются, а особенности договоров, регулирующих эти виды арендных отношений, учитываются при принятии судебных решений. Таким образом,

210

МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРАВО

пробелы российского воздушного законодательства устраняются двумя путями: самой практикой, т. е. самостоятельным регулированием вопросов аренды и фрахтования сторонами договоров арендного типа сообразно своим правам и законным интересам, и их материализующими судебными решениями. То же происходит в американском, английском, французском, немецком и другом праве.

Аренда и фрахтование имеют два аспекта: внутренний и международный. В последнем случае возникают арендные отношения, осложненные иностранным элементом, т. е. арендуются и фрахтуются гражданские воздушные суда, зарегистрированные и сертифицированные в других государствах.

С одной стороны, они подпадают под действие ст. 83 bis Чикагской конвенции 1944 г.

, с другой, — регулируются самостоятельно сторонами договоров аренды и фрахтования с учетом и в соответствии с многосторонними и двусторонними договорами по международному воздушному праву, а также национальными законами и правилами.

Развитие этих процессов в международном воздушном и национальном праве привело к формированию и развитию двух самостоятельных правовых направлений. Международно-правовое регулирует взаимоотношения государств по поводу передачи публичных функций и полномочий и ответственности от государства регистрации государству — эксплуатанту арендованного воздушного судна.

Внутригосударственное регламентирует частноправовые вопросы аренды и фрахтования воздушных судов непосредственно между корпоративными юридическими и физическими лицами. Оба этих направления тесно взаимодействуют между собой, но доминирует международное право. Без выполнения требований ст.

83 bis аренда воздушного судна и его эксплуатация для целей международных воздушных перевозок невозможны.

Источник: https://lib.sale/mejdunarodnoe-pravo-besplatno/ponyatie-vidyi-arendyi-vozdushnogo.html

Особенности аренды воздушных судов

Виды аренды воздушного судна

Аренда и лизинг воздушных судов.

Договоры аренды лизинга воздушных судов не должны противоречить требованиям законодательства Российской Федерации, межправительственным договорам соглашениям о воздушном сообщении, международным соглашениям о контроле над поддержанием летной годности воздушных судов, а также положениям Чикагской конвенции о международной гражданской авиации и Приложениям к ней. Соответствующие Эксплуатационные спецификации действительны на срок, не превышающий срок действия соглашения об аренде. При продлении действия соглашения об аренде Эксплуатационные спецификации переоформляются или продлеваются.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

  • Законодательная база Российской Федерации
  • Вы точно человек?
  • 3. Особенности аренды отдельных видов транспортных средств
  • Глава 1. Понятие и виды аренды воздушного судна
  • Особенности аренды воздушных судов
  • Глава 2. Договор аренды воздушного судна: особенности источников и содержания

Заказать самолёт.

Законодательная база Российской Федерации

Аренда воздушного судна широко распространена в практике международного воздушного транспорта, что объясняется экономическими причинами.

С одной стороны, у некоторых авиакомпаний, располагающих большим авиапарком, образуется избыток временно не используемых самолетов, простои которых дорого обходятся авиаперевозчикам. Так, после 11 сентября г.

С другой стороны, на рынке международных перевозок достаточно перевозчиков, которые не располагают собственным авиапарком, и они предпочитают не приобретать воздушное судно в собственность, а брать его в аренду.

Огромная стоимость современных самолетов, большие эксплуатационные расходы не всегда оправдывают экономически приобретение воздушных судов в собственность.

Как правило, при аренде сдается все воздушное судно с экипажем или без него , и оно обычно эксплуатируется самим арендатором непосредственно.

Юридическое отличие временного пользования воздушным судном состоит в том, что сторонами договора аренды выступают собственники воздушных судов и арендополучатели.

Приобретая в силу договора аренды статус арендатора, в соответствии с которым они получают во временное пользование воздушное судно выбранного им типа на определенных финансовых условиях, арендополучатели обязаны осуществлять его эксплуатацию с соблюдением норм летной годности.

К фрахтованию прибегают авиакомпании в затруднительных случаях: временного выхода из строя из-за технической неисправности воздушного судна и срочной его замены для завершения регулярного или нерегулярного рейса, необходимости организации дополнительных рейсов в силу повышенного спроса на перевозки и др. Однако чаще всего фрахтователями выступают организации и предприятия, вообще не являющиеся перевозчиками.

К ним относятся туристические агентства, компании, транспортные экспедиторы, различного рода корпорации и т. При фрахте фрахтуются вся либо часть провозной емкости воздушного судна, и фрахтователь не получает прав на эксплуатацию зафрахтованного воздушного судна, что характерно для договора аренды.

Это сходство проявляется во временном характере действия того и другого вида договоров. Кроме того, при фрахтовании передача прав пользования, без чего аренда вообще невозможна, в принципе не предусматривается.

Практикой выработано множество видов договоров фрахтования всего или части воздушного судна.

Договоры подразделяются на: а договоры фрахтования на один или несколько рейсов или сезон чартер ; б договоры фрахтования на время тайм-чартер.

По договору чартера фрахтовщик авиакомпания, лизинговая компания за вознаграждение предоставляет фрахтователю авиакомпании, туристическому агентству и др.

При чартере фрахтовщик осуществляет эксплуатацию зафрахтованного воздушного судна, т.

В договоре фрахтования тайм-чартере на время ключевым является вопрос предоставления воздушного судна фрахтователю не на рейс или рейсы , а на определенное время.

Кроме того, решение коммерческих вопросов эксплуатации зафрахтованного воздушного судна относится к компетенции фрахтователя, а предоставление услуг экипажа вместе с воздушным судном входит в обязанности фрахтодателя.

В отличие от договора фрахтования по договору аренды воздушное судно передается арендатору в его полное коммерческое и эксплуатационное пользование, но права распоряжения и владения сохраняются за собственником воздушного судна — авиакомпанией или лизинговой компанией.

Собственник воздушного судна, не участвуя в коммерческой и технической эксплуатации переданного в аренду воздушного судна, обладает всеми неотчуждаемыми и неотъемлемыми правами собственности, признанными и закрепленными национальным законом, на всем протяжении действия договора аренды.

Арендатор не вправе: — распорядиться арендованным воздушным судном и передать его в субаренду без явно выраженного согласия его собственника; — пренебрегать техническими правилами, которые он обязан соблюдать при эксплуатации воздушного судна, взятого им в аренду; — отдавать в залог арендованное воздушное судно, обременять его каким-либо иным образом; — отказывать в осуществлении контроля со стороны арендодателя за технической эксплуатацией воздушного судна, переданного им в аренду.

На практике арендодатель имеет право выдвинуть любые требования, какие он пожелает, касающиеся технического состояния и безопасности воздушного судна, кроме вопросов коммерческой эксплуатации арендованного воздушного судна.

Не в интересах арендодателя получить обратно свое воздушное судно в непригодном техническом состоянии.

Вот почему в договоре аренды особое внимание уделяется взаимоотношениям арендодателя и арендополучателя в части контроля за технической эксплуатацией арендованного воздушного судна.

Вопросы коммерческой выгоды от использования арендованного воздушного судна являются областью компетенции арендатора. В случае невыполнения финансовых обязательств по договору аренды собственник воздушного судна — арендодатель вправе применить различные меры, в том числе финансовые санкции, против арендатора и прекратить отношения аренды.

В отечественной и зарубежной практике для определения договоров о предоставлении вместимости воздушного судна на время или рейс рейсы используется различная терминология.

В российской практике при аренде воздушного судна без экипажа или с экипажем заключаются договоры аренды. Такой подход спорен.

То же происходит в американском, английском, французском, немецком и другом праве. Аренда и фрахтование имеют два аспекта: внутренний и международный.

В последнем случае возникают арендные отношения, осложненные иностранным элементом, т. С одной стороны, они подпадают под действие ст.

Развитие этих процессов в международном воздушном и национальном праве привело к формированию и развитию двух самостоятельных правовых направлений. Международно-правовое регулирует взаимоотношения государств по поводу передачи публичных функций и полномочий и ответственности от государства регистрации государству — эксплуатанту арендованного воздушного судна.

Внутригосударственное регламентирует частноправовые вопросы аренды и фрахтования воздушных судов непосредственно между корпоративными юридическими и физическими лицами. Оба этих направления тесно взаимодействуют между собой, но доминирует международное право.

Без выполнения требований ст. Международное воздушное право. Учебное пособие. Понятие и виды аренды воздушного судна: Глава 2. Договор аренды воздушного судна: особенности источников и содержания Глава 3. Применение статьи 83 bis Чикагской конвенции г.

Понятие и виды международных воздушных сообщений Преступления, совершаемые на борту воздушного судна.

Правовой статус воздушного судна и экипажа Передача определенных функций и обязанностей при аренде, фрахте и обмене воздушных судов, занятых в международной аэронавигации.

Глава 1. Понятие международного воздушного права Глава 1. Источник: Бордунов В.

Вы точно человек?

В большинстве случаев национальные законы и правила, образующие воздушное законодательство многих государств, либо вообще не содержат подробных и обстоятельных положений об аренде воздушных судов, либо упоминают о ней весьма фрагментарно.

Пробелы в национальном воздушном законодательстве не стали помехой в развитии аренды и фрахтования воздушных судов.

Отсутствие государственного четкого и ясного регулирования арендных вопросов в сфере международного воздушного транспорта объясняется свободой усмотрения, предоставленной двусторонними соглашениями о воздушном сообщении назначенным перевозчикам в отношении договоров, которые они вправе самостоятельно заключать друг с другом по различным вопросам коммерческого, технического, эксплуатационного и иного сотрудничества. В итоге свобода усмотрения в сочетании с принципом свободы автономии воль превратилась в практический инструмент регулирования корпоративных отношений, возникающих в сфере международного воздушного транспорта между назначенными и иными перевозчиками. Это привело к тому, что сложилась практика корпоративного правотворчества, в ходе которой формируются корпоративные принципы и нормы, а их создателями выступают корпоративные юридические лица.

3. Особенности аренды отдельных видов транспортных средств

Лекция 27 Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок Монреаль, 28 мая г. Россия в этой Конвенции пока не участвует и др.

Кроме того, в этой сфере имеется большое количество двусторонних соглашений о международном воздушном сообщении, о предотвращении инцидентов в воздушном пространстве, о налогообложении доходов от воздушных перевозок и т.

Важную роль в международном воздушном праве играют акты международных конференций например, Декларация глобальных принципов либерализации международного воздушного транспорта Монреаль, 24—29 марта г.

Важнейшими принципами современного международного воздушного права являются: уважение суверенитета государства над воздушным пространством в пределах его территории; обеспечение безопасности международной гражданской авиации; свобода полетов в международном воздушном пространстве.

Источник: https://sunriseridgetrussville.com/semeynoe-pravo/osobennosti-arendi-vozdushnih-sudov.php

Глава 2. Договор аренды воздушного судна: особенности источников и

Виды аренды воздушного судна

В большинстве случаев национальные законы и правила, образующие воздушное законодательство многих государств, либо вообще не содержат подробных и обстоятельных положений об аренде воздушных судов, либо упоминают о ней весьма фрагментарно. именно так построен Воздушный кодекс Российской Федерации 1997 г. В

ЧАСТЬ VII. ЭКСПЛУАТАЦИЯ АРЕНДОВАННЫХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ 211

нем в самых общих чертах говорится об аренде воздушных судов и о фрахтовании, из-за чего невозможно сложить цельное представление о том, какие источники права лежат в основе международной аренды, каким должно быть содержание договора об аренде иностранного воздушного судна с тем, чтобы он соответствовал и международно-правовым, и национальным требованиям.

Пробелы в национальном воздушном законодательстве не стали помехой в развитии аренды и фрахтования воздушных судов.

Отсутствие государственного четкого и ясного регулирования арендных вопросов в сфере международного воздушного транспорта объясняется свободой усмотрения, предоставленной двусторонними соглашениями о воздушном сообщении назначенным перевозчикам в отношении договоров, которые они вправе самостоятельно заключать друг с другом по различным вопросам коммерческого, технического, эксплуатационного и иного сотрудничества. В итоге свобода усмотрения в сочетании с принципом свободы автономии воль превратилась в практический инструмент регулирования корпоративных отношений, возникающих в сфере международного воздушного транспорта между назначенными и иными перевозчиками.

Это привело к тому, что сложилась практика корпоративного правотворчества, в ходе которой формируются корпоративные принципы и нормы, а их создателями выступают корпоративные юридические лица.

Принимаемые в развитие двусторонних соглашений о воздушном сообщении различного вида корпоративные соглашения между авиакомпаниями и потребителями их услуг — турфирмами, частными, государственными организациями и предприятиями и т. п.

— образуют в совокупности специфическое международное корпоративное воздушное право.

Его источниками являются: принципы и нормы международного воздушного права, многосторонние и двусторонние договоры по воздушному праву, национальные законы и правила (Воздушный кодекс, нормативные акты государственных органов в области гражданской авиации, гражданское законодательство и др.), коллизионные нормы международного частного права (закон местонахождения (эксплуатации) арендованного воздушного судна, закон государства регистрации зафрахтованного воздушного судна и др.).

Своеобразный процесс корпоративной унификации привел к созданию стандартных проформ, широко используемых перевозчиками при заключении договоров аренды и фрахтования. Использование стандартных положений вызвано потребностью перевозчи

212

МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРАВО

ков избежать длительных процедур по согласованию каждого положения договора аренды. Проформы также являются источниками международного корпоративного воздушного права, хотя они не столь разнообразны, как в морских перевозках.

Проформа чартера для перевозки пассажиров, проформа для груза, проформа чартера на время, проформа тайм-чартера — вот и весь арсенал проформ, используемых авиакомпаниями. Проформы разрабатываются авиакомпаниями, и их содержание полностью определяется ими по своему усмотрению.

Однако свобода усмотрения авиакомпаний не беспредельна: при создании проформ авиакомпании обязаны не нарушать требования правил международных воздушных перевозок, положений международного права о полетах и национальных законов и правил об аренде и фрахтовании.

Фактически свобода усмотрения касается выбора арендатором типа арендуемого воздушного судна, определения условий временного использования арендуемого воздушного судна и правил его технической эксплуатации, возвращения арендованного воздушного судна по истечении срока аренды арендатору, осуществления арендных платежей, мер, которые вправе предпринять арендодатель в случае неисполнения арендатором финансовых обязательств. во всем остальном договор аренды должен строиться с учетом действующих международно-правовых и национальных норм.

По существу содержание договора аренды представляет собой синтез международно-правовых, национальных и корпоративных норм. Международные перевозчики, работающие в жестких условиях конкуренции мирового рынка, вынуждены сами находить выход и реагировать на пробелы международно-правового и национального регулирования.

Медлительность государств в их ликвидации, надежды на то, что когда-нибудь они будут устранены, несовместимы с оперативными потребностями перевозчиков в воздушных транспортных средствах на условиях аренды и фрахтования.

Чтобы не нести убытки и работать с прибылью, перевозчики на основе договора арендуют и фрахтуют воздушные суда для быстрого удовлетворения спроса на перевозки.

Признание и действительность договора аренды воздушного судна прямо связываются с выполнением государственных требований о летной годности, их подтверждением в соответствующих сертификатах и знаках соответствия. Без указанных документов арендованное воздушное судно к эксплуатации государством не допускается.

Источник: https://lib.sale/mejdunarodnoe-pravo-besplatno/dogovor-arendyi-vozdushnogo-sudna-osobennosti.html

Виды аренды воздушного судна

Виды аренды воздушного судна

Уголовное правоВиды аренды воздушного судна

Аренда воздушного судна широко распространена в практике международного воздушного транспорта, что объясняется экономическими причинами.

С одной стороны, у некоторых авиакомпаний, располагающих большим авиапарком, образуется избыток временно не используемых самолетов, простои которых дорого обходятся авиаперевозчикам. Так, после 11 сентября г.

С другой стороны, на рынке международных перевозок достаточно перевозчиков, которые не располагают собственным авиапарком, и они предпочитают не приобретать воздушное судно в собственность, а брать его в аренду.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

  • Законодательная база Российской Федерации
  • 3. Особенности аренды отдельных видов транспортных средств
  • Глава 1. Понятие и виды аренды воздушного судна
  • Аренда воздушного судна
  • Договор аренды воздушного судна без экипажа
  • Вы точно человек?
  • Вы точно человек?
  • Договор аренды воздушного судна без экипажа

Перейти к содержимому. У вас отключен JavaScript.

Глава 1. Понятие и виды аренды воздушного судна

Аренда и лизинг воздушных судов.

Договоры аренды лизинга воздушных судов не должны противоречить требованиям законодательства Российской Федерации, межправительственным договорам соглашениям о воздушном сообщении, международным соглашениям о контроле над поддержанием летной годности воздушных судов, а также положениям Чикагской конвенции о международной гражданской авиации и Приложениям к ней. Соответствующие Эксплуатационные спецификации действительны на срок, не превышающий срок действия соглашения об аренде. При продлении действия соглашения об аренде Эксплуатационные спецификации переоформляются или продлеваются.

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: 5.2. Права и обязанности сторон по договору аренды. Расторжение и продление договора

Часть VII. С одной стороны, у некоторых авиакомпаний, располагающих большим авиапарком, образуется избыток временно не используемых самолетов, простои которых дорого обходятся авиаперевозчикам. Так, после 11 сентября г.

Аренда воздушного судна широко распространена в практике межF дународного воздушного транспорта, что объясняется экономичесF кими причинами.

Воздушное судно предоставляется Арендатору без оказания услуг со стороны Арендодателя по управлению и его технической эксплуатации. Арендодатель довел до сведения Арендатора, что передаваемое во временное владение и пользование ВС принадлежит Арендодателю на основании.

ВС передается по акту приёма-передачи, который подписывается уполномоченными представителями сторон и является неотъемлемой частью настоящего Договора, в состоянии соответствующем техническим требованиям и требованиям безопасности, предъявляемым государственными органами к воздушным судам данного типа.

Глава 1. Понятие и виды аренды воздушного судна

Виды аренды воздушного судна

Ч А С Т Ь

VII.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРАВО

206

Эксплуатация арендованных

воздушных судов

при осуществлении

международных воздушных

перевозок

Аренда воздушного судна широко распространена в практике межF дународного воздушного транспорта, что объясняется экономичесF кими причинами.

С одной стороны, у некоторых авиакомпаний, располагающих большим авиапарком, образуется избыток временF но не используемых самолетов, простои которых дорого обходятся авиаперевозчикам. Так, после 11 сентября 2001 г.

резко упал спрос на мировые перевозки, что отразилось на использовании авиапарF ка многих перевозчиков. Значительное число самолетов простаиF вало, и тогда избыточные воздушные суда стали сдаваться в аренду. Данный пример — экстраординарный.

На практике очень часто авиакомпании, не желая расставаться со своими самолетами, счиF тают для себя более выгодным сдать их в аренду, нежели эксплуатиF ровать их на неребентабельных воздушных линиях.

С другой стороны, на рынке международных перевозок достаF точно перевозчиков, которые не располагают собственным авиаF парком, и они предпочитают не приобретать воздушное судно в собF ственность, а брать его в аренду.

Огромная стоимость современных самолетов, большие эксплуатационные расходы не всегда оправдыF вают экономически приобретение воздушных судов в собственность.

Напротив, аренда максимально выгодна всем: арендодатель избеF гает убытков от простоя самолетов, а арендатор подбирает нужный ему тип самолета и арендует его на время, необходимое для коммерF ческой эксплуатации. Как правило, при аренде сдается все воздушF ное судно с экипажем (или без него), и оно обычно эксплуатируется самим арендатором непосредственно.

ЧАСТЬ VII. ЭКСПЛУАТАЦИЯ АРЕНДОВАННЫХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

207

Аренду следует отличать от фрахтования. Юридическое отлиF чие временного пользования воздушным судном состоит в том, что сторонами договора аренды выступают собственники воздушных судов и арендополучатели.

Приобретая в силу договора аренды стаF тус арендатора, в соответствии с которым они получают во временF ное пользование воздушное судно выбранного им типа на опредеF ленных финансовых условиях, арендополучатели обязаны осущеF ствлять его эксплуатацию с соблюдением норм летной годности.

К фрахтованию прибегают авиакомпании в затруднительных случаях: временного выхода из строя изFза технической неисправF ности воздушного судна и срочной его замены для завершения регулярного или нерегулярного рейса, необходимости организаF ции дополнительных рейсов в силу повышенного спроса на переF возки и др.

Однако чаще всего фрахтователями выступают оргаF низации и предприятия, вообще не являющиеся перевозчиками. К ним относятся туристические агентства, компании, транспортные экспедиторы, различного рода корпорации и т. п.

, которые фрахF туют воздушные суда у авиакомпаний для целей перевозок туриF стов, спортивных болельщиков, участников международных спортивных, научных, культурных, деловых и иных мероприятий. В этих случаях заключаются договоры фрахтования между фрахF тователем и регулярным или нерегулярным перевозчиком.

При фрахте фрахтуются вся либо часть провозной емкости воздушF ного судна, и фрахтователь не получает прав на эксплуатацию зафрахтованного воздушного судна, что характерно для договора аренды.

Договоры фрахтования похожи, но не идентичны договорам аренды воздушных судов. Это сходство проявляется во временном характере действия того и другого вида договоров. Кроме того, при фрахтовании передача прав пользования, без чего аренда воF обще невозможна, в принципе не предусматривается.

Договор фрахF тования позволяет оперативно учитывать конъюнктуру, сложивF шуюся на мировом рынке авиаперевозок, как перевозчикам, так и потребителям их услуг. Начиная с 70Fх гг.

, договор фрахтования стал действенным юридическим инструментом регулирования неF регулярных, чартерных перевозок и потому более известен как

договор чартера.

Практикой выработано множество видов договоров фрахтоваF ния всего или части воздушного судна. этих договоров зависит от целей фрахтования воздушного судна, определяемых

208

МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРАВО

фрахтователем. Договоры подразделяются на: а) договоры фрах* тования на один или несколько рейсов или сезон (чартер); б) договоры фрахтования на время (тайм*чартер).

По договору чартера фрахтовщик (авиакомпания, лизинговая компания) за вознаграждение предоставляет фрахтователю (авиаF компании, туристическому агентству и др.

) всю или часть вмести* мости одного или нескольких воздушных судов определенного типа (типов) с экипажем для перевозки пассажиров, багажа и грузов. При чартере фрахтовщик осуществляет эксплуатацию зафрахтоF ванного воздушного судна, т. е.

производство полетов, связь с органами управления (обслуживания) во время полета, аэропорF товыми властями и т. п., что и составляет область ответственноF сти фрахтовщика.

Вдоговоре фрахтования (тайм*чартере) на время ключевым явF ляется вопрос предоставления воздушного судна фрахтователю не на рейс (или рейсы), а на определенное время. Кроме того, решение коммерческих вопросов эксплуатации зафрахтованного воздушноF го судна относится к компетенции фрахтователя, а предоставление услуг экипажа вместе с воздушным судном входит в обязанности фрахтодателя.

Вотличие от договора фрахтования по договору аренды воздушF ное судно передается арендатору в его полное коммерческое и эк сплуатационное пользование, но права распоряжения и владеF ния сохраняются за собственником воздушного судна — авиакомпаF нией или лизинговой компанией.

Собственник воздушного судна, не участвуя в коммерческой и технической эксплуатации переданного в аренду воздушного судна, обладает всеми неотчуждаемыми и неотъемлемыми правами собF ственности, признанными и закрепленными национальным закоF ном, на всем протяжении действия договора аренды.

Арендатор не вправе:

—распорядиться арендованным воздушным судном и передать его в субаренду без явно выраженного согласия его собственника;

—пренебрегать техническими правилами, которые он обязан соF блюдать при эксплуатации воздушного судна, взятого им в аренду;

—отдавать в залог арендованное воздушное судно, обременять его какимFлибо иным образом;

—отказывать в осуществлении контроля со стороны арендодаF теля за технической эксплуатацией воздушного судна, переданного им в аренду.

ЧАСТЬ VII. ЭКСПЛУАТАЦИЯ АРЕНДОВАННЫХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

209

Приведенный перечень не является исчерпывающим. На практиF ке арендодатель имеет право выдвинуть любые требования, какие он пожелает, касающиеся технического состояния и безопасности возF душного судна, кроме вопросов коммерческой эксплуатации арендоF ванного воздушного судна.

Не в интересах арендодателя получить обратно свое воздушное судно в непригодном техническом состояF нии.

Вот почему в договоре аренды особое внимание уделяется взаиF моотношениям арендодателя и арендополучателя в части контроля за технической эксплуатацией арендованного воздушного судна.

Вопросы коммерческой выгоды от использования арендованноF го воздушного судна являются областью компетенции арендатора. В случае невыполнения финансовых обязательств по договору аренF ды собственник воздушного судна — арендодатель вправе примеF нить различные меры, в том числе финансовые санкции, против арендатора и прекратить отношения аренды.

Вотечественной и зарубежной практике для определения догоF воров о предоставлении вместимости воздушного судна на время или рейс (рейсы) используется различная терминология.

В России, США, Англии, ФРГ они именуются «чартером» и, соответственно, «тайм — чартером», а во Франции и Италии — «фрахтованием». Рейсовый чартер и таймFчартер в США и Англии называют «мокF рая аренда» и «сухая аренда».

В российской практике при аренде воздушного судна без экипажа или с экипажем заключаются дого* воры аренды. В США и Англии подобные по своей сути договоры объявляются «чартерами».

Вроссийском воздушном законодательстве используются термиF ны «аренда», «фрахтование» и «чартер», однако чаще всего упоминаF ется «аренда». Это свидетельствует о явном намерении российского законодателя квалифицировать любые отношения по временному использованию воздушного судна с экипажем и без него, на время или рейсы, в другом какомFлибо сочетании в качестве «аренды».

Такой подход спорен. Как первооснова арендных отношений каF тегория «аренда» породила многие другие арендные отношения, которые связаны с арендой, но имеют собственные индивидуальF ные черты.

Практика проводит различия между подвидами «аренF ды», что российским законодателем не замечено.

Между тем в росF сийской судебной практике подвиды «аренды» — чартер, фрахтоваF ние, таймFчартер, «сухая» и «мокрая» аренда — признаются, а осоF бенности договоров, регулирующих эти виды арендных отношений, учитываются при принятии судебных решений. Таким образом,

Источник: https://studfile.net/preview/430612/page:21/

Отдел закона
Добавить комментарий